Реставрация панно I в до н.э.

Синицына Н.П.  Реставрация панно с вышивкой, шерсть, I в. до н.э.

Ткани играют огромную роль в социальной, экономической и религиозной жизни сообщества. Искусство создания текстиля всегда было одной из главных ценностей любого общества, ткани являлись и являются непременными атрибутами всех основных событий, происходящих в течение всего цикла человеческой жизни, служат для каждодневных нужд людей, изначально с момента рождения до смерти. А в связи с тем, что ткани обладали и практической, и символической ценностью, их часто использовали для своих целей люди, находящиеся у власти. Представленные в большом количестве, чтобы показать богатство и процветание, чтобы наполнить зрителей чувством благоговения, ткани также раздавались во исполнение дипломатических миссий. Таким образом, текстиль как один из компонентов материальной культуры, может рассматриваться и как продукт развития технологии, и как произведение искусства, и как предмет торговли. Шерсть и одежда были основными товарами в торговле между Востоком и Западом. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что значительные коммерческие связи и взаимообмен продуктами тканого производства возникли на Среднем Востоке еще в эпоху неолита.

В крупных мировых музейных коллекциях текстиля многих музеев мира находятся обычно два вида памятников текстильного искусства:

"Музейный" текстиль, представленный текстильными изделиями, которые хранились фактически в атмосферных условиях и не подвергались погребению или захоронению и «археологический текстиль», который в течение определенного времени в истории своего бытования находился в погребениях, в почве или в саркофагах на поверхности земли.

Археологический текстиль – это весьма специфический музейный объект. По сравнению с предметами, сделанными из металла, камня, керамики или стекла, фрагменты тканей представляют собой лишь малую часть из всего материала, обнаруживаемого во время раскопок. Текстильные волокна - хрупкий органический материал и далеко не всегда они выдерживают действие экстремальных факторов в условиях различных типов захоронений. Очень часто текстиль или полностью исчезает или доходит до нас в сильно деструктированном виде, хотя иногда медные соли окислившейся бронзы или серебряных предметов, напаянных на одежду, предотвращают разрушение небольших кусочков ткани. Однако, специфические условия в некоторых уголках мира показали нам, что некоторые ткани могут хорошо сохраняться в течение очень длительного времени. Например, в Египте сухие пески пустыни обеспечивают наилучшие условия для сохранности тканей, благодаря чему археологические находки включают целиковые элементы одежд и украшений, варьирующиеся по времени от Бронзового века до Позднего Средневековья.

Очень низкая температура также оказывается отличным средством для сохранения ткани. В Северной Монголии и в Центрально-азиатских степях ценные ткани, датируемые V в. до н.э., были обнаружены ранее этого века в замерзших могилах нормандских вождей, которые доминировали на этой территории в течение долгого времени. Таким образом, низкая температура также оказалась отличным средством для сохранения текстиля.

В нашем случае все предметы в раскопе были покрыты толстым слоем глины и длительное время находились в замороженном состоянии.

В полевых условиях говорить о реставрации археологического текстиля несерьезно, но подготовить и правильно изъять текстильные предметы или фрагменты текстиля из захоронения – это половина успеха последующей реставрации.

Археологический текстиль, который нам выпало счастье реставрировать представлял собой несколько уже расправленных, покрытых слоем застывшей глины, (под которым с трудом читались изображения фигур) фрагментов, а также было множество комков глины, в которых еле угадывались фрагменты цветного текстиля

Чтобы извлечь текстиль необходимо было аккуратно размывать глину, делать ее мягкой, после чего, расправлять фрагмент текстиля. При этом оставшаяся глина, тонким слоем покрывающая с двух сторон поверхность текстиля делала его очень хрупким.

Для выработки методики очистки были проведены пробные расчистки. Самым оптимальным оказался способ промывания фрагментов ткани на сетке. Промываемый фрагмент помещался на тонкий шелковый газ, натянутый на рамку. Для очистки больших фрагментов были изготовлены рамы большого размера с натянутой сеткой.

Рамка погружалась в раствор, 1% или 3% раствора полиэтиленгликоля в воде на 2-3 минуты, после чего рамка с фрагментом текстиля вынималась ( таким образом вся тяжесть намокших волокон приходилась на шелковый газ). Размокшая глина удалялась с поверхности текстиля с помощью маленького шпателя. После этого рама с фрагментом текстиля помещалась наклонно в кювету и с помощью специальной поливалки, теплым 3% раствором полиэтиленгликоля в воде проводилось многократное отмывание с помощью мягкой кисти, которой очищался расправляемый фрагмент текстиля. Оставшиеся загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом (работа должна проводиться под микроскопом или под сильной лупой, чтобы не повредить волокна).

Таким способом удалось очистить даже наиболее разрушенные фрагменты текстиля, причиняя им минимальный вред.

Высушивание промытых фрагментов текстиля производилось на ровной поверхности между несколькими слоями фильтровальной бумаги.

 

 

 

В качестве дублировочных материалов мы использовали натуральные шелка разной степени плотности – китайский шелковый газ «Чо» и прозрачный лионский шелковый газ. Одной из главных особенностей нашей методики стал способ подготовки дублировочного материала. Натуральный дублировочный шелк мы покрываем клеем, который в виде супермелких вкраплений держится на нем.

Напыление клея происходит следующим образом: шелковая ткань, предварительно окрашенная в нужный цвет, разглаживается, натягивается на деревянную раму и обрабатывается клеем А-45К, разведенным до нужной концентрации ацетоном (процент концентрации зависит от того, насколько плотный газ предстоит напылять). Клей наносится с помощью компрессора высокого давления, который дает возможность разбить наносимый клей до мелкодисперстного состояния и с большой силой донести эти частички до ткани, на которой они осаждаются (ацетон впоследствии испаряется). В результате, мы получаем не сплошную пленку на поверхности дублировочного шелка, а мелкодисперстную сетку клея.

Преимущества этого метода нанесения клея:

1. дублировочная ткань сохраняет пластичность,

2. частички клея делают поверхность дублировочной ткани немного шершавой (а не скользкой, как при нанесении клея в виде пленки), что способствует лучшему сцеплению поверхностей

Очень сложно было из множества фрагментов собрать отдельные детали многофигурной вышивки

 

Дублирование фрагментов вышитого полотнища происходило следующим образом: плотный шелк (с напылением клеяА45-К) растягивался на дублировочном столе напылением вверх. Фрагменты археологического текстиля раскладывались на этом шелке, с соблюдением направления нитей

После того, как все фрагменты были размещены на дублировочном шелке, сверху аккуратно накладывался прозрачный шелковый газ клеевой стороной вниз. В местах утрат два напыленных слоя обрабатывались с помощью термонагревательного шпателя (температура – 60-70).

Фрагменты археологического текстиля подвергались минимальной термообработке они оказывались зажатыми между двумя слоями шелка, после чего два слоя дублировочного шелка прошивались тонкой газовой нитью по периметру всех утрат.

Состояние сохранности текстиля позволило сделать в дублировочном шелке «окна» на лицевой стороне отреставрированного текстиля и такие же с изнанки, для того чтобы был доступ к ткани.

 

Template Joomla 1.5