Исследования и реставрация западноевропейских шпалер

Бородин И.В.

(из опыта работы мастерской реставрации тканей ГМИИ им. А.С. Пушкин)

В течение нескольких столетий западноевропейские шпалеры и гобелены* занимают особое место в ряду художественных ремесел. Уже в эпоху Средневековья шпалеры относились к числу наиболее изысканных и дорогих украшений парадных интерьеров соборов и ратушей, одновременно с этим выполняя практическую функцию утепления жилых помещений в холодных замках. Начиная с XIV - XV веков, искусство шпалеры стало своеобразной альтернативой настенной живописи, а также предметом коллекционирования представителями светской и духовной аристократии. На протяжении нескольких столетий шпалеры являлись свидетельством богатства и особого общественного положения их владельцев. Утилитарное использование приводило к обветшанию и выцветанию шпалер, что в свою очередь требовало постоянного внимания к их состоянию сохранности.

Историю реставрации западноевропейских шпалер принято условно делить на три этапа:[1]

Первый этап – XIV в. – нач. XIX в. – период, когда к ремонту и восстановлению поврежденных шпалер привлекались мастерские, в которых они непосредственно изготавливались;

Второй этап – XIX в. – сер. XX в. – период создания национальных школ реставрации шпалер, при крупных собраниях и музеях;

Третий этап - с сер. XX в. по настоящее время – период развития и внедрения новых методов исследований и консервации, в практику работы реставрационных центров и мастерских.

Изучение и реставрация западноевропейских шпалер, из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, начались в 1960-е. гг. по мере формирования коллекции. За прошедшие годы в мастерской музея работало несколько поколений высококвалифицированных реставраторов: О. Негневицкая, Н. Чернова, А. Балнова, И. Бородин, О. Попова и другие. Их опыт и результаты работ были описаны в многочисленных публикациях разных лет. [2] В своей повседневной работе они неизменно опирались на помощь и сотрудничество хранителей музея: Г. Есиповой и Е. Пильник. Итогом многолетней реставрационной и научной работы сотрудников музея стала выставка «Западноевропейские шпалеры XVI-XX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», состоявшаяся в начале 2006 г.[3] Работа с коллекцией и отдельными экспонатами продолжается и в настоящее время.

В данной публикации рассматриваются основные направления комплексных, экспериментальных исследований шпалер, а также методы их консервации применяемые реставраторами ГМИИ им. А.С. Пушкина при работе со шпалерами из собрания музея, других государственных и частных коллекций.

Технологические исследования

Технологические исследования шпалер, получившие распространение в практике работы крупнейших научных и реставрационных центров Европы и Америки, в последние десятилетия,[4] внесли значительные коррективы, в организацию работы реставраторов, а также изменили в целом, представления о методах консервационно-реставрационных работ.

Комплексное исследование технологических особенностей нитей и отдельных текстильных волокон шпалер, является достаточно трудоемким и дорогостоящим процессом. И поэтому достаточно сложно организовать проведение таких работ без финансовой поддержки со стороны руководства музеев и реставрационных центров. Состав и последовательность предполагаемых технологических исследований в каждом отдельном случае определяется на Реставрационном Совете и зависит главным образом от состояния сохранности шпалер, переданных на реставрацию. [5]

В ходе проводимых исследований:

1. Определяется природа текстильных волокон нитей шпалеры;

2. Дается оценка степени сохранности шпалеры и технологических характеристик нитей;

3. Проводится качественный и количественный анализ красителей;

4. Определяется устойчивость красителей к водной обработке, а также к действию органических растворителей;

5. Определяется значение pH волокон нитей шпалеры;

6. Дается оценка технологических характеристик золотных нитей, использованных при изготовлении шпалеры; [6]

7. Определяется природа загрязнений (пыли):

· Органические компоненты загрязнений;

· Минеральные компоненты пыли;

· Элементный состав пыли;

· Состав неорганических анионов и низкомолекулярных органических кислот в обнаруженных загрязнениях.

По результатам проведенных исследований уточняется состав и последовательность реставрационных работ, а также методика очистки и консервации шпалер. В практике работы реставраторов нашего музея комплексные экспериментальные исследования шпалер, поступающих на реставрацию, проводятся с 2002 г. [7]

Для этого, с оборотной стороны шпалеры берутся образцы нитей – свободные кончики узлов, длиной до 1,5 см. Выбор изнаночной стороны шпалеры для отбора нитей обусловлен тем, что на ней нити не подвергаются воздействию света и деструкция авторских красителей не так значительна. Места отбора проб отмечаются на картограмме, что дает возможность определить участки поновлений и реставрации, а также в случае необходимости произвести компьютерную реконструкцию первоначального вида шпалеры. Результаты, полученные в ходе проведения комплексных исследований, позволяют изучить технологии изготовления и крашения нитей различных цветов и оттенков, применяемые в шпалерных мастерских Западной Европы на протяжении XVIXIX вв., а также уточнить время изготовления шпалер.

Очистка шпалер и устранение деформации

При поступлении в реставрацию поверхность шпалер обеспыливается. Для этого, используется вакуумный пылесос и пластиковая или х/б сетка (марля). После демонтажа старой подкладки, на минимальной мощности, через сетку, производится сухая очистка лицевой и оборотной стороны шпалеры. В зависимости от состояния сохранности волокон, наличия золотных нитей, а также результатов исследований природы красителей, принимается решение о возможности водной очистки шпалеры. Большинство шпалер изготовленных в XVI-XVIII вв., хранящихся в музейных и частных собраниях за долгую историю своего бытования, как правило, неоднократно подвергались водной очистке. И сегодня этот метод очистки является наиболее широко применяемым.

Начиная с 1980-х. годов шпалеры, поступавшие на реставрацию в мастерскую музея, промывались на ровном кафельном полу. Такие работы проводились только в теплое время года и были весьма трудоемкими, требовали достаточного времени и подготовки.

Проблемы и сложности, с которыми сталкивались реставраторы, подтолкнули руководство реставрационных мастерских к проектированию и изготовлению специальных вакуумных столов, предназначенных для водной очистки шпалер. [8]

Полная автоматизация всех процессов водной очистки, многоступенчатая система контроля всех этапов работы, а также минимальное участие реставраторов в технологическом процессе обработки, доказали преимущества использования такого оборудования.[9]

В нашем музее, начиная с 2002 г. также получила распространение практика водной очистки шпалер на вакуумном столе. Шпалеры очищаются с помощью греческой губки и нейтрального моющего средства. Этот процесс повторяется несколько раз, чередуясь с промывкой чистой водой. В течение всей операции проводится проверка рH водного раствора.[10] Использование вакуумного стола, значительно сокращает время водной очистки, а также позволяет устранить деформацию шпалер.

Просушка шпалер производится на ровной горизонтальной плоскости в хорошо проветриваемом помещении. Постоянно, до окончательного высыхания меняется х/б ткань и фильтровальная бумага под шпалерой. Как показала практика нашей работы, целесообразно после промывки, закрепить поверхность шпалер по периметру, для того чтобы исключить их усадку. После водной очистки, ткань шпалер становится чистой и мягкой, красители более яркими.

Наибольшую сложность при выборе методики очистки представляют шпалеры, изготовленные во второй половине XIX – начале XX вв. Именно в этот период при крашении нитей, стали применять нестойкие синтетические или комбинированные красители, текущие при водной обработке. В это же время, получило широкое распространение использование х/б нитей в качестве нитей основы. При водной очистке такие нити дают большую усадку, чем шерстяные или шелковые уточные нити, тем самым сильно деформируя полотно шпалеры.

В этом случае, предпочтительным является метод очистки шпалеры с помощью ватных тампонов и мягкого флейца. Использование органических растворителей, приводящее к обезжириванию шерстяных и шелковых нитей шпалер, крайне нежелательно.

Консервация и реставрация

После проведения очистки, в зависимости от состояния сохранности шпалеры принимается решение о проведении консервационных или реставрационных работ. К консервационным можно отнести следующие работы, приостанавливающие и предупреждающие дальнейшее разрушение шпалеры:

1. Укрепление лакун;

2. Дублирование поверхности шпалеры, фрагментарное или целиком;

3. Подведение подкладки.

При укреплении лакун используются шерстяные или х/б нити. Как показала практика работы со шпалерами, шелковые нити более подвержены деструкции и выцветанию. Именно поэтому их использование при работе со шпалерами должно быть ограничено. Прежде всего, укрепляются лакуны по всей поверхности шпалеры. Обычно отдельно сотканные участки сшиваются по изнаночной стороне, петельным швом, не затягивая.

В процессе обсуждения программы реставрации шпалеры учитывается предполагаемое время её дальнейшего экспонирования - в постоянной экспозиции или на временной выставке. В зависимости от этого, на Реставрационном Совете рассматривается вопрос о необходимости фрагментарного или полного дублирования поверхности шпалеры.

При укреплении поверхности шпалеры на подготовленную х/б или льняную основу стежки прокладываются поперек нитей основы. Длина стежков не превышает одного сантиметра, по изнаночной стороне. При этом расстояние между линиями стежков не превышает десяти сантиметров. Такое укрепление полотна шпалеры позволяет значительно разгрузить нагрузку на уточные нити при ее экспонировании. Подведение подкладки производится после укрепления и дублирования полотна шпалеры. Для подкладки используется небеленый холст или суровое полотно, предварительно отваренный.[11] Работы по дублированию шпалеры и монтажу подкладки проводятся на специальном станке с двумя или тремя валами, позволяющим регулировать взаимное натяжение дублировочной ткани и полотна шпалеры, или на большом столе. К реставрационным работам относятся все вышеперечисленные мероприятия, а также:

1. Удаление старых штопок и заплат;

2. Укрепление полотна шпалеры и восполнение сквозных утрат;

Удаление неудачных фрагментов старой реставрации, а также штопок и заплат выполняется очень осторожно и только при большой необходимости, только по решению Реставрационного совета. Последующие реставрационные работы основываются на двух противоположных принципах: - восполненные фрагменты должны незначительно отличаться по виду от подлинных; - восполненные фрагменты должны имитировать оригинал. [12] Сквозные утраты шпалеры могут быть восполнены следующими методами:

· Восполнение утрат методом укрепления полотна шпалеры к тонированной, дублировочной ткани;

· Восполнение сквозных утрат в технике шпалерного ткачества;

· Восполнение сквозных утрат шпалеры имитацией нитей основы и утка – художественной вышивкой.

В зависимости от состояния сохранности, полотно шпалеры может быть укреплено на тонированную - дублировочную ткань.[13] В некоторых случаях сначала, реставратор укрепляет сквозные утраты на тонированную в определенный цвет ткань, а затем шпалера целиком дублируется на льняную или х/б подкладку. Решение об использовании дублировочной ткани, окрашенной в один или несколько цветов для восполнения сквозных утрат шпалеры, принимается на Реставрационном совете, совместно с хранителем и другими реставраторами музея.

Крашение дублировочной ткани, а также шерстяной и шелковой пряжи, используемых для восстановления утрат, растительными красителями с последующим протравливанием солями металлов, производится по методике ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря,[14] которая может корректироваться с учетом результатов проведенных исследований.

На протяжении нескольких столетий основным приемом восстановлении утраченных фрагментов шпалер, было их повторное ткачество. Мастера – ткачи или реставраторы при необходимости подводили новые нити основы и восполняли сквозные утраты в технике шпалерного ткачества. Однако со временем, восстановленные участки шпалеры изменяют свой цвет по отношению к оригинальному полотну шпалеры. Это обусловлено использованием реставраторами красителей отличных от оригинальных, а также различиями в технологии крашения нитей. И, несмотря на то, что качество старых реставрационных работ зачастую выполнено на высоком уровне, в настоящее время большинство восстановленных участков шпалер выглядят как старые штопки и заплаты.[15]

В настоящее время, в большинстве реставрационных центров и мастерских этот метод используется крайне редко и только при восстановлении небольших, поврежденных участков шпалеры, например декоративного бордюра, детали, рисунок которых можно реконструировать повторить (ил. 1).[16] При восполнении утрат основное внимание обращается на восстановление фактуры полотна шпалеры. Для этого, на дублировочную ткань укрепляются оставшиеся нити основы, при необходимости вводятся новые, имитирующие репсовую структуру шпалеры. Реставрационными нитями, окрашенными в цвет близкий к уточным нитям, в технике прикрепы, воссоздается целостность шпалеры. Для этого, стежки прокладываются поперек нитей основы на расстоянии 3-5 мм. в шахматном порядке (ил. 2). Эта методика реставрации используется во многих реставрационных центрах и мастерских.[17]

Монтаж системы повески шпалер

Способы повески шпалер на протяжении нескольких столетий менялись крайне редко. Как правило, к внешней кайме декоративного бордюра, с изнаночной стороны пришивались металлические кольца, за которые шпалера вывешивалась. Именно из-за такой повески, применяемой в течение длительного времени многие шпалеры сильно деформировались и вытянулись. В случае если шпалера изначально изготавливалась по заказу для украшения интерьеров определенного размера, ее монтировали на стену с помощью колец пришитых по всему периметру, с изнаночной стороны и декоративных гвоздей, определенной формы (ил. 3). Использование льняной или холщевой подкладки для равномерного распределения напряжения веса шпалеры в висячем положении получило широкое распространение лишь в XIX в. Одновременно с подкладкой, к изнаночной стороне шпалеры пришивался специальный «карман» для деревянного бруса, за которые шпалеру вывешивали.

Начиная с 1950-60-х.гг. реставраторы многих мастерских начинают использовать контактную ленту типа Велькро.[18] Одна из частей ленты пришивается на плотную х/б ленту или непосредственно на подкладку шпалеры, а вторая часть прибивается на деревянный брус сечением 70х25 мм., который в свою очередь крепиться на крюках или веревках к стене.

Простота в использовании и надежность этого метода, а также максимальная поддержка ткани шпалер в постоянной экспозиции музеев и на временных выставках позволяют говорить о том, что именно такой способ повески шпалер оказался наиболее оптимальным и используется во многих музеях.



* в дальнейшем – шпалеры

[1] Frances Lennard. Preserving image and structure: tapestry conservation in Europe and the United States. Reviews in Conservation. Number 7. 2006. P. 47

[2] Негневицкая О.И. О реставрации шпалеры - вердюры 2-ой половины XVI в. нидерландской работы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тезисы докладов научной сессии, посвященных итогам работы музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.1986. С. 49-51. Чернова Н.Ю. Реставрация гобелена «Месяц Август» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: // Научный семинар. Исследование, консервация и реставрация тканей и ковров. Бахчисарайский историко-архитектурный музей. М., 1989. С. 43-45. Негневицкая О.И. Методика консервации и реставрации шпалер и гобеленов (Опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина). Сборник научных трудов ВХНРЦ им. И. Грабаря. - М.1993 ст. 94-112. Бородин И.В., Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В. Шпалера Иоанн Креститель из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проблемы комплексного исследования и атрибуции. // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Издание объединения Магнум АРС. М., 2004. С. 235-237

[3] Куратор выставки Е.Г. Пильник

[4] Jan Wouters. Analyse des colorants des tapisseries brugeoises des XVIe et XVIIe siècles. // Bruges et la tapisserie. Louis de poortere. 1987 pp. 515-526. Sheila Landi. The Textile Conservator’s manual. Butterworth Heinemann. 1992 pp. 28-43. Ágnes Tímár-Balázsy & Dinab Eastop. Chemical principles of textile conservation. Butterworth Heinemann. 1999 pp. 381-411. Jan Wouters. Kleurstofanalyse van Oudenaarde wandtapijten uit de 16de eeuw. // Oudenaardse wandtaijten van de 16de tot de 18de eeuw. Lannoo. 1999. Р. 277-283.

[5] Методы, а также результаты предреставрационных исследований представлены на примере французских гобеленов вт. пол. XIX в. из Резиденции Посла Великобритании в Москве (Особняка П.И. Харитоненко). Приложения № 1 и 2.

[6] Vanessa Muros. Characterization of the 17th – 19th century metal threads from the Colonial Andes. // Journal of the American Institute for Conservation. Vol.46. # 3. 2007. Р. 229-245. Anne-Marei Hacke. Characterization of metal threads in Renaissance tapestries. // Scientific analysis of ancient and historic textiles. Archetype Publications. 2005 Р. 71-79.

[7] При проведении комплексных исследований Музей сотрудничает со специалистами: Центра исторических и традиционных технологий (к.б.н. Голиков В.П.), Новосибирского института органической химии СО РАН (д.х.н. Маматюк В.И. и к.х.н. Карповой Е.В.) и ВИЛАР (к.х.н. Семикин B.B.)

[8] Вакуумные столы, изготовленные специально для проведения водной очистки шпалер используются в Королевских шпалерных мастерских (Бельгия. Мехлен. Начало эксплуатации стола -1991 г.) и Шевалье Консервасьон (Франция. Париж. Начало эксплуатации стола - 2000 г.)

[9] Yvan Maes De Wit. The conservation of the Los Honores tapestries from the Spanish Patrimonio National. // Los Honores. Pandora. 2000 pp. 158-165. Sussanne Cussell. Chevalier Conservation: past and present developments in the cleaning of tapestries. // Tapestries conservation. Principles and practice. Butterworth Heinemann. 2006. Р. 68-74.

[10] Показатель рН - не ниже 5, можно рассматривать как рекомендуемый. Sheila Landi. Op. cit. P. 81, 94, 98. Ágnes Tímár-Balázsy & Dinab Eastop. Op. cit. P. 218-221. Nobuko Kajitani. Conservation of Courtiers in a Rose Garden. A fifteenth-century tapestry series. // Conservation research. Studies of nineteenth-century tapestry. National Gallery of Art, Washington. 1993 Р. 98. Nobuko Kajitani. Conservation Maintenance of tapestries at the Metropolitan Museum of Art. // The conservation of tapestries and embroideries. The Getty conservation institute. 1989 Р. 57. Lynsay Shephard. Changing approaches to tapestry conservation: the conservation of a set of seven eighteenth-century tapestries. // Tapestry conservation. Principles and practice. Butterworth Heinemann. 2006. P. 33

[11] Семечкина Е.В. Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. М. 1990 C. 30-32.

[12] О.И. Негневицкая. 1993. Указ. соч. С. 100.

[13] Rachel Langley. The visual reintegration of missing areas in tapestries. // Tapestry conservation. Principles and practice. Butterworth Heinemann. 2006. P. 131-134. Frances Lennard. Methods of infilling areas of loss. Op. cit. P. 138-141. Claudia Kusch. Tapestry conservation in Italy: two case studies. Op. cit. P. 188-189

[14] Семечкина Е.В. Указ. соч. С. 41-59

[15] Характерным примером может являться шпалера «Встреча Исава и Иакова». Брюссель XVI в. Инв. № II2д-4 из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Более 25% утраченного полотна шпалеры было повторно соткано предположительно в XIX в.

[16] При реставрации шпалеры декорировавшей стену вокруг камина на площадке второго этажа парадной лестницы в Резиденции Посла Великобритании в Москве, по этой методике были восполнены сквозные утраты – отверстия, вырезанные в полотне шпалеры под электрические выключатели.

[17] Yvan Maes De Wit. Conservation techniques at De Wit Royal Manufacturers. // Tapestry conservation. Principles and practice. Butterworth Heinemann. 2006. P. 102-107. Rachel Langley. The visual reintegration of missing areas in tapestries. Item. P. 134-141.

[18] От фр. слов velours - бархат и crochets – крючки. Nobuko Kajitani. The preservation of medeieval tapestries. // Acts of the tapestry symposium. The Fine Arts museum of San Francisco. 1976. P.58-61

Россиягород Москва,улица Бутлерова, 17Б, офис 232В
+7 (499) 682-95-27 +7 (903) 201-17-20 +7 (926) 528-06-28
http://www.art-fenomen.ru
Template Joomla 1.5