Партнеры

ПОСОЛЬСТВО БРАЗИЛИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Здание Посольства Бразилии в Москве по адресу: ул. Большая Никитская, д. 54 - является архитектурным памятником второй половины XIXвека (1876 г.), оно построено высоко ценимым среди московской элиты архитектором Александром Степановичем Каминским (1829-1897), зятем знаменитых коллекционеров произведений искусства Павла и Сергея Третьяковых.

Среди до наших дней сохранившихся работ Каминского в Москве - фасад дома княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой (№ 19 по улице Большая Никитская, сегодня "Геликон-опера"), а также резиденция Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре (сегодня Российский фонд культуры).

В рамках сотрудничества Посольства Федеративной республики Бразилии в РФ и ООО "Феномен" были проведены работы по реставрации европейских шпалер XVII-XIX веков.

Антонио Луис Эспинола Салгадо / Посол Федеративной республики Бразилии в РФ
Антонио Луис Эспинола Салгадо / Посол Федеративной республики Бразилии в РФ

Хочу выразить Вам сердечную признательность за проведенную реставрацию европейских шпалер и ковра ручной работы, принадлежащих Посольству Бразилии в Москве.


На протяжении многих лет эти памятники европейского прикладного искусства XVII-XIX веков являются неотъемлемой частью и украшением интерьеров нашего Посольства.


Реставрация этих предметов, проведенная на высоком профессиональном уровне, явилась важным вкладом в дело сохранения памятников мировой культуры.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ А.С.ПУШКИНА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, один из ведущих российских музеев мирового искусства, создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета в качестве учебного и публичного просветительского учреждения. В России он стал первым музеем подобного типа.

о состоянию на 2018 год экспозиция состоит из более чем 700 тысяч предметов и включает в себя коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима

История сотрудничества "Феномен" с Пушкинским музеем началась еще в 2005 году.

За эти годы были завершены многие проекты, среди самых масштабных можно отметить следующие: Реставрация шести античных ваз, реставрация произведения станковой масляной живописи - картины Тициана Вечеллио «Се человек» - картины Андре Дерена «Суббота», реставрация предмета из египетской коллекции - «Погребальная пелена».

Результаты исследования и реставрации картины Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина" были представлены в публикации и документальном фильме ВГТРК "Культура" в 2012г. в 2010-11 гг. при участии "Феномен" были отреставрированы картины Гарофало "Поклонение пастугов", Фунгаи Б. "Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса", "Тайная вечеря" и "Месса са. Григория" (неизвестный художник), представленные в постоянной экспозиции музея.

Заместитель директора И.В.Баканова
Заместитель директора И.В.Баканова

За время сотрудничество музея с «Феномен» было реализовано несколько реставрационных проектов, получивших высокую оценку в профессиональных кругах.

В 2011 г. были завершены исследования и реставрация ванны для омовений (Малая Азия 90-е гг. V в. до н.э.), проведенные научными сотрудниками и реставраторами музея и ЗАО «Феномен». Проект был отмечен премией им. И.Е.Забелина в области реставрации музейных предметов и коллекций.

Большое количество экспонатов, прошедших через руки реставраторов "Феномен", было показано на выставках "Возвращение из небытия" (2005), "Западноевропейские шпалеры из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина" (2006) и будут включены в состав выставки "Кипрская голерея" в 2014г.

Благодарим коллектив реставраторов «Феномен» за отличное выполнение исследовательских и реставрационных работ и надеемся на продолжение сотрудничества.

Этот проект представляет результаты технико-технологического изучения и реставрации выдающегося шедевра фламандской живописи - картины Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина" из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина. Результаты проведенных исследований: съемка в видимой УФ лиминесценции, ИК и рентгеновских лучах, дали возможность научным сотрудникам музея сделать ряд новых открытий о творческих поисках и методе работы художника на разных этапах создания картины. Тщательное исследование состава грунта и его связующего помогли реставраторам разработать специальную методику пластификации и укрепления грунтового кракелюра и красочного слоя.

Древнеегипетская живописная погребальная пелена, датируемая II веком н. э. с изображением женщины и ребенка – один из интереснейших памятников в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Работа над ним продолжалась на протяжении нескольких месяцев – с сентября 2015 года по июнь 2016 года. В изучении и реставрации древнеегипетской пелены принимали участие специально приглашенные специалисты из крупнейших музеев и исследовательских центров Москвы, Парижа и Нью-Йорка.

ГМЗ «ЦАРСКОЕ СЕЛО»

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

За последние годы силами "Феномен" было осуществленно несколько масштабных реставрационных проектов. Так, в июле 2013 г. была завершена реставрация 31 веера – значительной части коллекции вееров из собрания ГМЗ «Царское Село», включающей как произведения XIX в. (прежде всего, французского производства), так и веера XVIII столетия, составляющие наиболее ценную часть собрания.

В 2015 году была завершена длительная реставрация кареты XVIII века – одного из экипажей императрицы Екатерины II. Этот экспонат, прежде хранившийся в музейных фондах, посетители могут увидеть в павильоне «Дежурные конюшни».

Помимо придворного экипажа, в этом же году были проведены работы по реставрации предметов дамского гардероба – платьев и аксессуаров конца XVIII – начала XX века. Среди них – кокошник великой княжны Ольги Николаевны и подлинное придворное женское платье.

В 2016 году после длительной реставрации вернулись сани начала XIX века. Сани, как и карета за время реставрации, совершили путешествие из Петербурга в Москву и обратно. Когда-то они находились в распоряжении императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I.

Помимо выше описанных предметов, за несколько лет активной совместной работы были завершены несколько крупых реставрационных проектов, в течение которых были выполнены работы по реставрации конской упряжи, военной формы и предметов женского и мужского костюма.

О.В. Таратынова / Директор ГМЗ «Царское Село»
О.В. Таратынова / Директор ГМЗ «Царское Село»

Государственный Музей-заповедник «Царское Село» выражает благодарность и искреннюю признательность Вам и всему коллективу ЗАО «Феномен» за высокое качество и отличное выполнение реставрации коллекции вееров из музейной коллекции «Быт» ГМЗ «Царское Село».

Музей выражает огромную благодарность творческому коллективу реставраторов ЗАО «Феномен» и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Теперь мы сможем показать обновленные вещи посетителям – в постоянной экспозиции и на временных выставках. До этого были вынуждены хранить их в фондах. ...ценны для коллекции и подлинные образцы придворной одежды, которым вернули былое великолепие.

Посетители впервые увидят сани императрицы Марии Федоровны.

В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулись сани начала XIX века. Когда-то они находились в распоряжении императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. Для проведения реставрации сани совершили путешествие из Петербурга в Москву и обратно.

Коронационная упряжь из собрания ГМЗ «Царское Село» была изготовлена для церемонии торжественного въезда в Москву по случаю коронования императора Александра II. Цуговая запряжка являлась своеобразным знаком богатства, знатности и престижа.

Каждый комплект состоит из 85 предметов и включает, чепрак, пять седёлок, по шесть оголовьев, мундштуков, украшений для гривы, нагрудных ремней шорки, подхвостных ремней (пахви), ободовых ремней с постромочными петлями, 12 поперечных ремней, 12 постромок, пара дышловых ремней, 4 постромочные петли, 2 парных пароконных вожжей разной длины, 6 поводьев и 6 лейц

Карета четырехместная, на рессорах, деревянная, золоченая, с резными украшениями. С шестью фигурными окнами по сторонам и одним окном спереди. С дверцами, и неподвижными подножками, обитыми кожей. Крыша обита кожей и покрыта красным лаком. По краям крыши решетка золоченой бронзы, соединяющая между собой восемь вазочек золоченой бронзы. Сидение кучера с покрышкой оранжево-красного бархата, отделанной широким парчовым галуном и бахромой. Запятки обиты кожей, с резными золочеными стойками, с железной подножкой. Дроги, колеса деревянные, спицы украшены золоченой резьбой, на осях бронзовые колпаки. Обита оранжево-красным бархатом с отделкой из парчового золоченого галуна и бахромы. По углам драпировки из розового канауса, на окнах подъемные шторки такого же канауса. На стенках поручи из парчового золоченого галуна и такие же для спускания стекол; на сидениях две подушки оранжево-красного бархата с подвесами, обшитыми парчовым галуном.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Государственный художественный музей Алтайского края (до 1993 года Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств, АМИИ) был открыт в Барнауле 6 февраля 1959 года.

Музей гордится своим собранием русского искусства XVI – XXI веков, уникальными произведениями Первых художников Алтая, сибирской иконой. В 2021 году завершится реконструкция музея и музейные экспозиции займут свои места в современном музейном здании, одном из красивейших зданий города, памятнике архитектуры первой половины XX века.

Последние годы музей активно сотрудничает с нашей реставрационной мастерской. Были отреставрированы несколько десятков произведений графики и книг из коллекции музея.

Инна Константиновна Галкина / Директор музея
Инна Константиновна Галкина / Директор музея

"Администрация краевого государственного бюджетного учреждения «Государственный художественный музей Алтайского края», выражает благодарность за выполненные на высоком профессиональном и организационном уровне реставрационные работы, а также за качественное оформление отчетной документации по результатам выполнения работ по реставрации 12 музейных предметов графики."

ФГУК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ"

Музеи Московского Кремля — государственное музейное учреждение, расположенное в Московском Кремле. Состоит из семи музеев: Оружейной палаты, Успенского, Архангельского и Благовещенскогособоров, Патриарших палат, церкви Ризоположения и колокольни Ивана Великого. Вознесенский девичий монастырь в Московском Кремле был одним из самых почитаемых монастырей России. Обитель являлась усыпальницей великих княгинь и цариц с 1407 года до XVIII века.

Уникальный комплекс захоронений средневековой Руси, начало которого было положено в 1407 году, когда вдова великого князя Дмитрия Донского Евдокия основала в Кремле женскую обитель и ее центральный храм в честь Вознесения. Она была первой похоронена в усыпальнице, что положило начало более чем трехсотлетней истории формирования некрополя. В 1929—1930 гг. комплекс построек Вознесенского монастыря был разобран.

Благодаря усилиям сотрудников Оружейной палаты в то время удалось спасти от уничтожения все обнаруженные под полом Вознесенского собора гробницы с останками женщин из царской семьи. Было принято решение о перезахоронении останков из некрополя Вознесенского собора. Кроме того, предполагалось музеефицировать некрополь. В связи с этим была создана реставрационно-исследовательская группа «Исторический некрополь» под руководством Синицыной Наталии Павловны в 2000 году. Помимо реставрационных работ в задачи этой группы входили исследования, необходимые для проведения перезахоронений останков и музеефикации материалов погребений на строго научной основе.

С 2004 года группа "Исторический некрополь" существовала в рамках сотрудничества "Феномена" и музеев Московского Кремля. До 2012 года была проделана невероятная по сложности работа по сохранению огромного количества археологического материала. Этот проект дал невероятный толчок для развития реставрации археологического текстиля по всей России.

ФОНД МАРДЖАНИ

«Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани» – негосударственная общественная некоммерческая организация, осуществляющая оригинальные проекты в области развития гуманитарных наук, культуры и искусства. Коллекция Фонда Марджани представляет собой обширное собрание произведений классического исламского искусства, выполненных искусными мастерами Ирана, Сирии, Египта, Средней Азии, Кавказа и Поволжья в период раннего и развитого Средневековья, а также произведения традиционного народного искусства XIX–XX веков.

Фонд Марджани собрал большую и разнообразную коллекцию,насчитывающие ныне сотни произведений. Среди них есть шедевры мирового значения. Выдающееся место в коллекции принадлежит текстильным изделиям монгольского времени.  Многие уникальные памятники из этой коллекции прошли реставрацию в нашей мастерской. Это был масштабный проект, включающий в себя разносторонние исследования текстильных изделий.

ПОСОЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ В МОСКВЕ

Особняк Харитоненко на Софийской набережной, в котором долгие годы размещалось английское посольство, а в настоящее время находится резиденция английского посла, с 1996 года является объектом культурного наследия и охраняется государством. Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Для оформления интерьеров дома П.И. Харитоненко пригласил молодого архитектора Федора Осиповича Шехтеля – это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях.

Стены лестничного холла заняты гобеленами. Считалось, что это работа XVII века. Однако, при реставрации, выполненной "Феноменом" были проведены исследования и выяснилось, что гобелены были выполнены одновременно со строительством дома – во французских мастерских.

 

Руководитель проекта Найджел Картер
Руководитель проекта Найджел Картер

От имени Министерства иностранных дел и по делам Содружества, я, Найджел Картер, как руководитель проекта, выражаю благодарность коллективу реставраторов “Феномен” за проведенные работы по реставрации гобеленов и картин. Работы были проведены на высоком профессиональном уровне.

Крупномасштабный длительный проект по реставрации 10 гобеленов из Особняка Харитоненко на Софийской набережной.

МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА В Г. ДОХА, КАТАР

Музей исламского искусства (араб. متحف الفن الإسلامي‎) — музей, расположенный в столице Катара Дохе. В музее представлена коллекция предметов исламского искусства, собиравшаяся с конца 1980-х годов, включающая в себя также рукописи, текстильные предметы и керамику. Это одна из самых полных коллекций исламских артефактов в мире, предметов, найденных или ведущих своё происхождение из Испании, Египта, Ирана, Ирака, Турции, Индии и Центральной Азии

Реставрация гобелена "Библейская сцена Ауденарде", Фландрия, Конец 16 – 17 века. Международный уникальный проект реставрации отличается не только сложностью с транспортировкой ценного экспоната из Катара в Россию. В рамках этого проекта подразумевалось восстановление утраченного нижнего бордюра гобелена. Размеры гобелена - 335x510 см. Работа требовала тесного сотрудничества художников-реставраторов и художников-гобеленщиков. Работа была выполнена на высоком профессиональном уровне и получила отличную оценку принимающей стороны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Государственный исторический музей (ГИМ) — крупнейший национальный исторический музей России. Фонд современного Государственного исторического музея насчитывает более 5 млн единиц хранения и 14 млн листов документальных материалов. 

С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций. Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Бахрушины, Боткины и другие. В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея истории.

В настоящее время коллекция продолжает пополняться: ежегодно до 15 тысяч предметов поступают в фонды благодаря археологическим экспедициям. Небольшое количество предметов поступают в дар от частных лиц или в ходе специальных закупок

На протяжении нескольких лет, "Феномен" активно участвовал в проекте по сохранению археологического памятника из меха и кожи «Катандинский халат». Это уникальный памятник истории, которому более 2,5 тыс. лет, был найден в Большом катандинском кургане на Алтае в 1865 году этнографом Василием Радловым. «Халат» считается единственной сохранившейся церемониальной одеждой, относящейся к пазырыкской культуре. Одежда отделана полосами кожи, кожаными квадратиками (более 3 тыс. штук) и деревянными пуговицами (8 тыс. штук).

В 2012 году сотрудниками "Феномена" были проведены научно-исследовательские, консервационные и реставрационные работы трех предметов археологического текстиля X века из комплекса "Гнездово".

Заместитель директора по фондовой работе М.В.Чистякова
Заместитель директора по фондовой работе М.В.Чистякова

Кропотливый труд специалистов исследовательской реставрационной группы "Феномен" позволил сохранить и воссоздать редкий образец средневекового костюма. В результате проведенных работ мир обрел еще один уникальный памятник декоративно-прикладного искусства. Аналогичного наряда знатной дамы X века не содержит ни одна музейная коллекция мира.

МУЗЕЙ БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ

В музее собрана уникальная коллекция сценических костюмов, выполненных по эскизам известных театральных художников. Многие костюмы этой коллекции принадлежали самым ярким звездам, выступавшим на сцене Большого театра. В том числе Федору Шаляпину, Екатерине Гельцер, Антонине Неждановой, Галине Улановой, Сергею Лемешеву, Ивану Козловскому, Майе Плисецкой, Ирине Архиповой, Екатерине Максимовой, Владимиру Васильеву. Почетное место в этой коллекции занимает почти полностью сохранившийся театральный гардероб Леонида Собинова.

На протяжении последних четырех лет ведется активная работа по спасению самых ярких и ценных театральных костюмов из Музея Большого театра в наших мастерских.

Генеральный директор Большого театра России В.Г.Урин
Генеральный директор Большого театра России В.Г.Урин

Выражаем благодарность за выполненные на высоком художественном и организационном уровне реставрационные работы, а также за качественное оформление отчетной документации по результатом выполнения работ по реставрации музейных предметов из фондов Музея Большого театра России.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРИЦЫНО»»

Дворцовый комплекс Царицыно был построен как загородная резиденция для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудились выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. В 1927 году в Царицыне был создан краеведческий музей. А с 2007 года здесь официально открылся полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Коллекция декоративно-прикладного искусства XX в. насчитывает более 15 тысяч единиц хранения. Богатая коллекция живописи, металла, керамики и мебели. Активная выставочная деятельность требует поддержания фондов в хорошем состоянии, а значит без реставрационных мероприятий не обойтись.

В рамках сотрудничества с компанией Феномен за последние годы были выполнены работы по реставрации нескольких картин, предметов мебели. Проделан большой объем работ по подготовке к эспонированию нескольких десятков гобеленов и ковров. В 2018 году проводятся работы по реставрации предметов женского костюма, мебели и гобелена.

Главный хранитель фондов Е.Б.Карасева
Главный хранитель фондов Е.Б.Карасева

В течение последних лет "Феномен" отреставрировал несколько уникальных шпалер 18в. и живописный портрет 18в. из коллекции музея. Возрожденные шедевры украсили экспозиции Большого дворца музея "Царицыно" и были представлены широкой публике. 

Все растврационные работы выполнены художниками-реставраторами на должном профессиональном уровне, качественно и в минимальные сроки, что является показателем их большого опыта и высокой квалификации. 

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. П.И.ЧАЙКОВСКОГО

В 2011 году после масштабной реконструкции Большой зал консерватории распахнул свои двери для слушателей. Это была настоящая научная реставрация, в результате которой зал вернулся в свое первозданное состояние. И мы счастливы, что имели возможность поучаствовать в этом масштабном процессе.

В рамках сотрудничества мастерской "Феномен" и консерватории были проведены работы по реставрации мраморных досок композиторов, реставрация деревянных рам, и документов из музея им. Н.Г.Рубинштейна, а так же проведены художественно-оформительские работы в выстовчных залах.