Проблемы исследования и реставрации археологического текстиля

Авторы: Синицына Н.П.

Тема: Проблемы исследования и реставрации археологического текстиля

Археологический текстиль — это весьма специфический музейный объект. Текстильные волокна — хрупкий органический материал, и далеко не всегда они выдерживают действие экстремальных факторов в условиях различных типов захоронений. Очень часто текстиль или полностью исчезает, или доходит до нас в сильно деструктированном виде. Археологический текстиль является очень сложным и многоплановым объектом для исследователей и реставраторов. На данный момент в нашей стране нет ни одной официальной государственной структуры, где бы ткани из погребений сразу же попадали в руки опытных реставраторов. Поэтому опыт Музеев Московского Кремля по реставрации археологического текстиля из подклета Архангельского собора Московского Кремля является уникальным

Подклет Архангельского собора Московского Кремля ныне является местом нахождения останков великих княгинь и цариц, которые после смерти были захоронены и покоились на территории Вознесенского монастыря. В 1929г. Вознесенский монастырь, находившийся рядом со Спасской башней Московского Кремля, был разрушен, и саркофаги с останками были перенесены в. подвальную палату Архангельского собора.

В 1999г. Дирекцией Государственных музеев Московского Кремля была создана реставрационно-исследовательская группа «Исторический Некрополь» в задачи которой, кроме реставрационных работ входило  проведение научных исследований по каждому погребальному комплексу. В группе работают специалисты, приглашенные из многих организаций Москвы,

Исследования проводились по трем направлениям:

1.Антропологическое исследование костных останков.

2.Микробиологическое исследование текстильного материала.

3.Комплексное экспериментальное исследование погребального инвентаря.

На основании полученных данных вырабатывалась стратегия и конкретный набор методов  очистки и консервации того или иного текстильного предмета из погребального комплекса.

За 10 лет были вскрыты  57 саркофагов, обработаны 30 погребальных комплексов, результаты работы представлены в отчетах. Отреставрировано более 200 текстильных предметов. Наши художники реставраторы  владеют новейшими методиками и технологиями реставрации археологических памятников из кожи, текстиля и других материалов.

Некоторым проблемам очистки, укрепления и реконструкции предметов археологического текстиля  посвящена данная работа.

Очистка археологического текстиля – это самый сложный и непредсказуемый процесс в реставрации. Очень хрупкий текстиль может быть разрушен внезапным обезвоживанием (текстильные волокна просто распадутся) или столь же резким увлажнением (произойдет набухание волокон и их разрыв).  Археологический текстиль всегда покрыт продуктами органического распада, которые, во-первых,  склеивают его и  часто не дают возможности определить вид изделия, а во-вторых, при изменении влажности часть из них может раствориться и создать устойчивое к очистке соединение или же  привести к трансформации волокон и  разрушению их.

Если же во фрагментах археологического текстиля присутствуют золотные нити в вышивке или в тесьме то от того насколько скоро будет произведена очистка  будет зависеть возможность их сохранить. Даже если на первый взгляд сохранность золотных нитей  кажется хорошей, практика показывает, что патина, грязь и высылы на поверхности золотных нитей способны  мгновенно уничтожить тонкий слой металла на них даже при  незначительном изменении влажности, освещенности,  нельзя также забывать о возможности быстрого окисления под воздействием кислорода из воздуха.

Очистка может быть  только механической без применения воды и смешанной, при которой текстильный предмет погружается в раствор и очищается с помощью мягкой кисти. В некоторых случаях, когда сохранность текстильного фрагмента позволяет, возможно применение вакуумного стола.

К очистке каждого фрагмента текстиля надо подходить сугубо индивидуально. Какой выбрать способ первичной очистки  решает обычно коллегиальный совет реставраторов, участвующих в работе.

При этом учитывается множество факторов:

1)необходимо определить степень деструкции волокон ткани, а так как обычно к этому моменту данных исследований оценки разрушения отдельных волокон и нитей на микрообразцах еще нет, приходится делать это, учитывая только визуальные наблюдения,

2)необходимо выбрать метод устранения деформации, исходя из возможностей объекта, например, если состояние сохранности фрагмента ткани или  текстильного предмета позволяет произвести водную очистку, то при промывке, под тяжестью намокших волокон, ткань может расправиться, если это невозможно, то можно применить метод отдаленного увлажнения. Хрупкие и ломкие фрагменты оставляются в камере, где создается высокая относительная влажность  на несколько часов. Как только ткань начнет расслабляться можно начинать  процесс устранения деформации,

3)необходимо выбрать способ пластификации, чтобы устранить излишнюю хрупкость текстиля. Мы применяли в качестве пластифицирующего вещества – полиэтиленгликоль (ПЭГ) 400, а не глицерин.  Мы добавляли ПЭГ-400 в промывающий раствор, а в том случае, когда водная очистка  была невозможна, фрагменты текстиля раскладывались на фильтровальной бумаге и на их поверхность  с помощью мягкой кисти наносили 3%, 5% ,а иногда и10%  раствор ПЭГ-400 в воде.

Перед водной очисткой археологического текстиля  рекомендуется установить его рН и если его значение ниже рН4, то может быть безопасней не мыть его вообще.

В случае необходимости промывания фрагментов текстиля  методом погружения в  1% или 3% раствор полиэтиленгликоля в воде (это  бывает в тех случаях, когда  механическая очистка  невозможна из-за хрупкости и плохой сохранности текстиля, а грязь, пропитывающая текстиль, разрушает его волокна), промываемый фрагмент помещается на тонкий  шелковый газ, натянутый на рамку.  Рамка погружается в раствор, текстиль очищается,  после чего рамка с фрагментом текстиля вынимается вместе с ней, таким образом,  вся тяжесть намокших волокон приходится на шелковый газ. Таким способом удается очистить самые разрушенные фрагменты текстиля, причиняя им минимальный вред.

Высушивание промытых фрагментов текстиля производилось на ровной поверхности между несколькими слоями фильтровальной бумаги.

Огромную сложность представляет собой первичная очистка объемных археологических предметов   таких, как платья, рубашки, чулки, монашеская мантия и др. Это работа требует  от реставратора большого умения и терпения, так как необходимо разделить спрессованные между собой детали, не нанося вреда текстильным волокнам и сохранить все места соединений (швы). Для этого  можно использовать метод частичного отдаленного увлажнения, а после этого применить метод очистки с помощью шпателя и иглы, который дает возможность миллиметр за миллиметром разделять слипшиеся детали и фрагменты

 Как уже говорилось, после первичной обработки, которая   включает в себя обязательную очистку, археологический текстиль может при необходимости какое-то время дожидаться второго этапа реставрации, конечно, хорошо, если между этими этапами нет большого временного разрыва. К сожалению, это иногда невозможно, но как показала практика, после правильно проведенной очистки, при соблюдении определенных условий хранения, археологический текстиль хорошо переносит  даже  длительное хранение. Например, платье Марии Иоанновны из малиновой  шелковой объяри (ткань содержит большое количество золотных нитей), отделанное золото-серебряным кружевом, хранилось больше двадцати лет после проведения первичной обработки, пока не пришло время заключительного этапа  реставрации. Это очень интересный опыт, который подтверждает, что хорошо очищенные ткани могут выдержать длительное хранение. При реставрации этого платья в процессе очистки и пластификации  удалось устранить деформацию ткани и после этого сделать обмеры сохранившихся деталей, что позволило построить выкройку этого платья.  Таким образом, процесс  дублирования сочетался с процессом реконструкции (рис.1 - 3).

Так как ткань  платья плохо сохранилась только по краям утрат, было решено не дублировать платье целиком и оставить большие фрагменты хорошо сохранившейся объяри  свободными от дублировочной ткани. Плотный шелковый газ, тонированный и напыленный клеем А-45К, был подведен  только в местах утрат и перекрыт  прозрачным шелковым газом тоже только по краю утраты. Места наиболее разрушенные (спина и рукава) были сдублированы целиком Применена такая же методика дублирования как и для плоских предметов, но с одним исключением, так как дублировочный шелк в этом случае часто не захватывает всю площадь реставрируемого предмета , а проходит только по краю периметра утрат, то приходится подвергать  термообработке узкую полосу археологического текстиля по краю периметра утрат. По этому же принципу было сдублировано и платье Марии Долгорукой.

 Это шелковое платье с длинными, собранными в многочисленные складки рукавами из погребального комплекса Марии Долгорукой (подобный крой не имеет аналогов и  известен только по данным письменных источников и по изображениям) (рис. 4-5), При реставрации этого платья самым сложным  была выработка методики очистки, при которой  возможно было сохранение естественной гофрировки рукавов. Была выбрана методика смешанной очистки, при которой применение водных растворов было сведено к минимуму, а  вся  ткань двух с половиной метровых  рукавов была очищена следующим способом: загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом (работа должна проводиться под микроскопом или под сильной лупой, чтобы не повредить волокна). Эта работа длилась пять месяцев, но результат превзошел все ожидания – ткань приобрела пластичность и блеск (рис. 6-7)

Кроме того, проанализировав результаты этой работы, мы пришли к выводу, что очень часто на археологическом текстиле (особенно на шелке) присутствуют  гуминовые загрязнения, которые не поддаются первичной  механической очистке, а после применения водной очистки растворяются и окрашивают ткань. В результате, ткань приобретает характерные  для археологического текстиля темные разводы.

Новая методика очистки оказалась настолько эффективной, что мы стали применять ее в своей работе.

Основным способом укрепления археологических тканей мы выбрали методику дублирования на шелковую  ткань с помощью клея А-45К.

Использование мучного клея мы отвергли сразу, так как  многолетняя практика использования мучного клея показала, что шелковая проклеенная ткань со временем теряет эластичность, а если при дублировании было допущено сильное пропитывание  реставрируемой ткани клеем, то со временем клей начинает разрушать волокна текстиля. Кроме того мучной клей – это благоприятная среда для образования плесени и  грибка.

В качестве  дублировочных материалов мы используем натуральные шелка разной степени плотности – китайский шелковый газ «Чо» и совершенно прозрачный лионский шелковый газ. Если возникает необходимость, мы используем другие виды натуральных шелков.

Некоторые моменты методики дублирования, которую мы применяем при реставрации археологического текстиля, были известны давно, но мы усовершенствовали  и внесли много нового в  использование этой методики.

Одной из главных особенностей  нашей  методики стал  способ подготовки дублировочного материала. Натуральный дублировочный шелк мы покрываем клеем, который в виде супермелких  вкраплений держится на нем.

Напыление клея происходит следующим образом: шелковая ткань, предварительно окрашенная в нужный цвет, разглаживается, натягивается на деревянную раму и обрабатывается клеем А-45К, разведенным до нужной концентрации ацетоном (процент концентрации зависит от того, насколько плотный газ предстоит напылять). Клей наносится  с помощью компрессора высокого давления, который  дает возможность разбить наносимый клей до мелкодисперстного состояния и с большой силой донести эти частички до ткани, на которой  они осаждаются (ацетон впоследствии испаряется).  В  результате, мы получаем не сплошную пленку на поверхности дублировочного шелка, а мелкоячеистую сетку клея.

Преимущества этого метода нанесения клея:

  • дублировочная ткань сохраняет пластичность,
  • частички клея делают поверхность дублировочной ткани немного шершавой (а не скользкой, как при нанесении клея в виде пленки), что способствует лучшему сцеплению поверхностей.

Дублирование археологического текстиля происходило следующим образом:  плотный шелк (с напылением клея А45-К) растягивался на дублировочном столе напылением вверх. После этого фрагменты археологического текстиля раскладывались на этом шелке, с соблюдением направления нитей. Если  текстиль имел рисунок (например, итальянская камка), то предварительно делалась прорисовка орнамента в натуральную величину, которая подводилась под плотный шелк (достаточно  прозрачный) и реставратор имел возможность раскладывать фрагменты  текстиля так, чтобы орнамент на них совпадал с орнаментом прорисовки. В некоторых случаях, когда фрагментов было много, нам удавалось получать довольно большого размера ткань, собранную по принципу пазлов (саваны из захоронений  Елены Глинской, Агафьи Семеновны Грушецкой, Анны Алексеевны Романовой и многие другие)  После того, как все фрагменты размещены на дублировочном шелке, сверху аккуратно  накладывался  прозрачный шелковый газ  клеевой стороной вниз. В местах утрат два напыленных слоя обрабатывались с помощью термонагревательного шпателя (температура – 60-70). Фрагменты археологического текстиля термообработке не подвергались, они оказывались  зажатыми между  двумя слоями шелка, после чего два слоя дублировочного шелка прошивались тонкой газовой нитью по периметру всех утрат.

Объемная реконструкция очень сложна в исполнении, методом объемной реконструкции были восстановлены предметы из захоронения Анны Михайловны Романовой – подрясник и мантия (рис. 8-9), платья из захоронений Марии Долгорукой и  Марии Иоанновны, детские рубашки из захоронений Федора Бельского и безымянного захоронения №45 и др. Для каждого из этих предметов вырабатывалась своя методика реконструкции.

Работа по реставрации  текстиля из захоронения Анны Михайловны Романовой дала нам возможность выработать методику сохранения и реконструкции  археологических предметов из шерстяных тканей (рис. 14 и 15).

В этом году завершена реставрация костюма царевны Наталии Алексеевны (умерла в 1728 г. в возрасте 14 лет). Реставрация продолжалась почти три года. Особенно сложной была работа по восстановлению целостности юбки, (размеры  5м. на 1,20м.). Глазет, покрытый объемной золотной вышивкой был в катастрофическом состоянии (рис.10-11) Приходилось  расправлять и укреплять  почти каждую золотную нить (рис. 12).

Опыт изъятия, исследования и реставрации археологического материала, приобретенный реставраторами при работе с  текстильными предметами из некрополя Вознесенского монастыря позволяет оказывать помощь в обработке и  реставрации текстиля,  например, мобильные группы наших реставраторов работают с ЦЕИ РАН в Египте.. А в составе экспедиции Института Археологии и этнографии СО РАН принимали участие в изъятии и реставрации текстиля из древних погребений на севере Монголии, в горах Ноин-Улы. Текстиль в раскопе длительное время находился в замороженном состоянии, и был покрыт толстым слоем глины под которым с трудом читались  изображения фигур, а также было множество комков глины, в которых еле угадывались фрагменты цветного текстиля.

Были  выработаны методики очистки, пластификации и укрепления шерстяных фрагментов. Уникальные вышитые панно из курганов хунну, которым более 2000 лет обрели новую жизнь (рис.13-15).

Конечно, в полевых условиях  говорить о реставрации археологического   текстиля несерьезно, но подготовить и правильно изъять текстильные предметы или фрагменты текстиля из захоронения – это половина успеха последующей реставрации.