Некоторые проблемы исследования и реставрации средневекового шитья из захоронения Арсения Элассонского.

Авторы: Синицына Н.П.

Тема: Некоторые проблемы исследования и реставрации средневекового шитья из захоронения Арсения Элассонского

Арсений родился в 1550 году в семье священника близ города Трикала в Греции. В 1584 году был избран архиепископом Элассонским. В 1589 году принимал участие в создании Московского Патриархата. Был архиепископом Архангельского собора Московского Кремля, "хранителем царских гробниц". Он написал мемуары, в которых описал важнейшие события Смутного времени, очевидцем которых оказался.  В 1613 году участвовал в избрании царя Михаила Романова и венчании его на царство. В 1615 году переведен на кафедру архиепископа Суздальского. Архиепископ Арсений умер в Суздале и  был погребен в Богородице-Рождественском соборе 29 апреля 1625 года. После смерти он стал местночтимым святым, а  в 1982 году была совершена местная канонизация архиепископа Арсения Элассонского.

В связи с неоднократным обращением во Владимиро-Суздальский музей-заповедник Председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и по благословению Патриарха Алексия II и   Владимирского и Суздальского Евлогия специальная комиссия в августе 2005 года провела археологическое обследование и вскрытие захоронения Арсения Элласонского. Тогда были обнаружены хорошо сохранившиеся мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений. Мощи Святого были извлечены из старой гробницы и помещены в новую раку, сооруженную над местом его захоронения. Частицу мощей через Патриарха Алексия передали Греческой Православной церкви. В Греции Арсений Элассонский почитается святым.

В захоронении Арсения Элассонского было найдено  более 150 различных фрагментов текстиля, причем часто невозможно было определить вид изделия из-за сильного загрязнения и деформации. Среди них были обнаружены уникальные культовые предметы византийского и древнерусского лицевого шитья конца XIV-XVII вв.  Особый интерес представляли  фрагменты с золотным шитьем, которое слабо проглядывало сквозь слои грязи и тлена – это четыре византийских креста конца XIV-XV в.,  круглая ядрань XVI в. и пелена. XVI в                   Пелена XVI в. с шитым изображением Богоматери в молении Христу и поклоняющихся ей святых относится к иконографическому варианту, называемому  «Моление о народе».Очень интересен состав святых на пелене, среди которых преподобный Евфимий Суздальский, святитель Дионисий Суздальский, основатель Нижегородского Печерского монастыря,. благоверная Ефросинья Суздальская,     Скорее всего пелена была выполнена как подвесная к маленькой иконе, так как по нижнему краю пелена украшена цветными шелковыми кистями,  верхний же край имеет характерную изогнутость, а по углам есть следы от пришитых креплений.

В работе с текстильными материалами из захоронения Арсения Элассонского мы использовали методики изъятия, первичной обработки и реставрации археологического материала, разработанные научно-реставрационной группой «Исторический некрополь» ГИКМЗ «Московский Кремль», опыт работы которой интересен тем, что исторический материал изымался непосредственно реставраторами совместно с археологами и процесс первичной обработки текстильных фрагментов начинался практически  с момента изъятия из саркофага.  Так как в задачу группы кроме  реставрационных работ входила задача выработки методик  проведения химико-технологических и структурно - технологических научных исследований специально для изучения археологического текстиля  был разработан набор методов  исследований.    Исследования проводились по двум направлениям:

1.Микробиологическое исследование текстильного материала.

2.Комплексное экспериментальное исследование погребального инвентаря. Комплексные исследования были проведены по методикам, разработанным в «Центре исследования исторических и традиционных технологий» В.П.Голиковым, О.Б.Лантратовой и О.В.Орфинской.

Основными задачами комплексного исследования были следующие: исследование природы волокон (анализ набора и степени деструкции волокон в различных фрагментах текстиля), анализ технологии изготовления нитей, технологии ткачества, технологии плетения тесьмы; исследование состава красителей и технологии крашения во фрагментах текстиля, в которых сохранилась первоначальная окраска, изучение материалов и технологий изготовления золотных нитей. Кроме этого было проведено исследование  процессов трансформации материалов  из этого погребения: проведена оценка  степени деструкции фрагментов текстиля на уровне отдельных волокон и нитей; определена степень коррозии металла в золотных нитях; изучены типы загрязнений и отложений на поверхности текстиля.

Исследование красителей было затруднено, во-первых, из-за невозможности отбора проб достаточных размеров, а также их осложнила значительная деструкция нитей и большое количество растворимых загрязнений как минерального, так и органического происхождения. Однако, несмотря на это во многих образцах текстиля  был обнаружен Индиготин – классический синий кубовый краситель, который использовался для окрашивания текстиля в синий и зеленый цвет. Зеленый цвет получался при двукратном крашении кубовым Индиготином и желтыми протравными красителями. К  сожалению, реконструировать первоначальный цвет данного текстиля не представляется возможным, так как Индиготин являясь природным антисептиком, разрушается значительно медленнее в условиях пребывания в земле, чем желтые протравные красители, к тому же текстильные волокна в этих условиях могут окрашиваться желтыми растворимыми загрязнениями и продуктами собственной деструкции. Поэтому все фрагменты текстиля из данного захоронения, содержащие Индиготин, имеют разные  оттенки зеленого цвета.

Красные авторские красители были найдены в сшивных нитях, в нитях кистей и в нитях вышивки пелены. Ими оказались: Карминовая кислота из кошенили и Гликозиды Псевдопурпурина из марены.

Таким образом, в результате проведенных исследований  в исследуемых объектах были выявлены 1)ткани шелковые,2)ткани из растительных волокон, 3)парчовые ткани, 4)шелковые нити вышивки: красные, желтые, синие и зеленые; 5)золотные нити вышивки: пряденые и волоченка; 6)сшивные нити, которые соединяли различные детали изделий; 7)плетеная тесьма из золотных нитей; шнур подложки под золотной вышивкой.

Большинство методов, применяемых в настоящее время в реставрации текстиля, не отвечают специфике реставрации археологического текстиля, так что приходилось адаптировать известные методы к конкретным задачам, а во многих  случаях разрабатывать новые методические приемы реставрации это дало возможность выработать ряд правил, которым мы старались следовать в работе:

1.Методы, применяемые в реставрации археологического текстиля, должны быть максимально обратимыми, т.е. при необходимости мы должны иметь возможность отделить  дублировочные материалы от оригинала (методов обратимых на 100% не существует).

2.Мы должны стремиться при всех проводимых реставрационных мероприятиях (в основном это касается очистки) сохранить  физические свойства текстиля (структуру, пластичность и т.д.).

3.Применение  химических веществ, таких как перхлорэтилен недопустимо.

4.После реставрации  предметы археологического текстиля должны быть доступны для исследования, как с лица, так и с изнанки.

Как уже отмечалось выше, все текстильные предметы из захоронения Арсения Элассонского были сильно пересушены и обладали повышенной хрупкостью. Необходимо было выбрать наиболее щадящую методику очистки, принимая во внимание несколько факторов, характерных для археологического текстиля: 

.Очень хрупкий текстиль может быть разрушен внезапным обезвоживанием (текстильные волокна могут просто потерять целостность) или столь же резким увлажнением (произойдет набухание волокон и их разрыв). 

.Археологический текстиль всегда покрыт продуктами органического распада, которые, во-первых,  склеивают его и  часто не дают возможности определить вид изделия, а во-вторых, при изменении влажности часть из них может раствориться и создать устойчивое к очистке соединение или же  привести к трансформации волокон и  разрушению  их.

.Если же во фрагментах археологического текстиля присутствуют золотные нити в вышивке или в тесьме, то от того насколько скоро будет произведена очистка  будет зависеть возможность их сохранить.  Даже если на первый взгляд сохранность золотных нитей  кажется хорошей, практика показала, что патина, грязь и высылы на поверхности золотных нитей способны  мгновенно уничтожить тонкий слой металла на них даже при  незначительном изменении влажности и освещенности,  нельзя также забывать о возможности быстрого окисления под воздействием кислорода из воздуха.

Первичную обработку  шести предметов, содержащих золотные нити, четырех крестов из шелковой ткани с шитыми изображениями святых (которые изначально были, по-видимому, нашиты на омофор), пелены и ядрани было решено проводить сразу же после изъятия, учитывая, что чем быстрее после изъятия проводится первичная обработка текстиля, тем больше вероятность сохранить его свойства и внешний вид. Тем более что найденные разрозненные предметы изначально представляли собой неопределенные фрагменты текстиля, покрытые землей и сильно деформированные.  

В первичную обработку входили следующие операции: отбор проб для микробиологического и комплексного исследований, тщательная,  но очень осторожная  очистка с помощью мягкой кисти и разбор материала, который позволил из общей  массы текстильных фрагментов выделить отдельные изделия и  фрагменты изделий, идентификация которых до этого могла быть проведена  только визуально. Выявилось, что лучше всех сохранился крест №1, крест№3 сохранился фрагментарно (рис.), а четвертый крест полностью почернел и был покрыт окислами. Состояние сохранности пелены и ядрани было относительно удовлетворительным (рис.). Но все эти предметы нуждались в срочной очистке.

Пелена представляла собой прямоугольное изделие 38на38.5см., была  деформирована и пересушена. Сильная деформация и загрязненность не позволили  сразу определить вид изделия. Были сделаны пробные расчистки, которые выявили многоцветность изделия и сравнительно хорошую сохранность золотных нитей.

Пробы на текучесть красителей показали стойкость красителей к воде, что делало возможным применение водной очистки. Но сначала необходимо было хотя бы частично устранить деформацию и излишнюю хрупкость текстиля для того чтобы провести механическую очистку. Для устранения деформации был применен метод отдаленного увлажнения, для чего пелена была помещена в камеру с высокой влажностью  на двадцать четыре часа. Как только ткани пелены немного смягчились и расправились,   начался процесс первичной очистки. Была демонтирована подкладка пелены. От затвердевших комочков земли и грязи поверхность пелены очищалась с помощью мягкой кисти, после этого шпателем и тонкой иглой загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом (работа всегда должна проводиться под микроскопом или под сильной лупой, чтобы не повредить волокна). Таким же образом была очищена и  изнаночная сторона пелены.

После этого можно было приступать к водной очистке. Пелена была положена на тонкий  шелковый газ, натянутый на рамку, которая  помещалось на плоскую поверхность,  опущенную наклонно в промывочную ванну  и осторожно с помощью специальной поливалки, (дающей очень тонкую струю 5ти % раствора полиэтиленгликоля -400 в воде в качестве пластифицирующего вещества) увлажнялась, и при этом дополнительно очищалась мягкой небольшой кистью, Промывание проводилось многократно. При всех перемещениях намокшая пелена находилась на рамке с шелковым газом, который принимал на себя всю тяжесть пропитанных водой волокон. Таким способом удалось очистить даже наиболее деструктированные части пелены, причиняя им минимальный вред. 

Для удаления избыточной воды мы пользовались кусочками фильтровальной бумагой, помещая их рядом с промываемым объектом, но не ровным отрезанным краем, а оторванным, неровным, который с большей готовностью поглощает воду.

Высушивалась пелена на ровной поверхности между несколькими слоями фильтровальной бумаги.

Пелена состоит из средней части и каймы. Для средней части была использована шелковая тафта, а для каймы – камка. Пелена имела подкладку из шелковой ткани. С изнаночной стороны под шелковую ткань пелены была подложена ткань из растительных волокон, которая служила для укрепления вышивки.

В вышивке пелены был найден один тип золотных нитей - пряденые золотные нити, в которых шелковая нить основы обвита тончайшими металлическими полосками (ширина металлических полосок составляет 0,35 -0,55мм, а толщина -0,04-0,06мм). На серебряных полосках были зафиксированы остатки золочения с наружной стороны. От остатков тлена и продуктов коррозии (хлоридов и сульфидов серебра) золотные нити вышивки очищались  мягкой кистью и тонкой иглой,  под микроскопом, чтобы не повредить тонкие полоски металла. После очистки  требовалось решить вопрос об укреплении и консервации. В данном случае по  результатам исследования было выявлено преобладающее  содержание  серебра в  золотных нитях и очень  эффективным оказалось применение 3% раствора фторлона для их укрепления. С помощью тонкой мягкой кисти  этим раствором были обработаны золотные нити пелены.

После проведения всех этих операций пелена была сдублирована на шелковую  ткань с помощью клея А-45К. В качестве  дублировочных материалов  использовались натуральные шелка разной степени плотности – китайский шелковый газ и совершенно прозрачныйлионский шелковый газ. Некоторые моменты этой методики, были известны давно, но мы усовершенствовали  и внесли много нового. Одной из главных особенностей  нашей  методики стал  способ подготовки дублировочного материала. Натуральный дублировочный шелк мы покрываем клеем, который в виде супермелких  вкраплений держится на нем.

Напыление клея происходит следующим образом: шелковая ткань, предварительно окрашенная в нужный цвет, разглаживается, натягивается на деревянную раму и обрабатывается клеем А-45К, разведенным до нужной концентрации ацетоном (процент концентрации зависит от того, насколько плотный газ предстоит напылять).  Клей наносится  с помощью компрессора высокого давления, который  дает возможность разбить наносимый клей до мелкодисперстного состояния и с большой силой донести эти частички до ткани, на которой  они осаждаются (ацетон впоследствии испаряется).  В  результате,   мы получаем не сплошную пленку клея на поверхности дублировочного шелка, а мелкодисперстную сетку клея.

Преимущества этого метода нанесения клея: 1) дублировочная ткань  сохраняет пластичность, 2) частички клея делают поверхность дублировочной ткани немного шершавой (а не скользкой, как при нанесении клея в виде пленки), что способствует лучшему сцеплению поверхностей.

Дублирование археологического текстиля происходило следующим образом:  плотный шелк (с напылением клеяА-45К) растягивался на дублировочном столе напылением вверх, пелена аккуратно размещалась на дублировочном шелке, После этого, в местах утрат сверху аккуратно  накладывался  прозрачный шелковый газ  клеевой стороной вниз. Так как состояние сохранности большей части пелены было прекрасным мы решили  перекрыть только края утрат, которые имели значительные сечения.    В местах утрат два напыленных слоя обрабатывались с помощью термонагревательного шпателя (температура – 60-70). Таким образом, термообработке подвергались только края утрат, они оказывались  зажатыми между  двумя слоями шелка, после чего два слоя дублировочного шелка прошивались тонкой газовой нитью по периметру всех утрат.

Для хранения и экспонирования  пелены был изготовлен специальный планшет из бескислотного картона (рис.)

Четыре шитых креста (примерный размер каждого-32х33см.),которые предположительно, были нашиты на омофор имели разную степень сохранности. Когда после первичной обработки стало возможным рассмотреть их, оказалось, что эти предметы самые древние в данном комплексе и относятся к 13-14вв. Один из крестов состоял из трех фрагментов, которые имели сильную деформацию. Золотные нити вышивки  сохранились фрагментарно, причем некоторые детали крестов были вышиты «волоченкой» (золотная нить, представляющая собой цилиндрическую проволоку). На двух крестах были видны следы поновлений, где пряденые золотные нити перекрывают фрагменты, изначально вышитые «волоченкой»  Исследования показали, что сплав золотистого цвета из которого изготовлена «волоченка»  состоит из золота и серебра, но с преобладанием серебра. Такие нити обычно нуждаются не только в осторожной и тщательной очистке, но и в обязательной консервации, учитывая большое содержание серебра в них. Золотные нити крестов были тщательно изучены: ширина металлической полоски пряденых золотных нитей – 0,35-0,55мм., толщина - 0,04-0,06мм. Нити текстильной основы и металлические полоски имеют      S-крутку. Основной тканью вышитых крестов является тонкая шелковая ткань саржевого переплетения. Причем, вышивка, выполненная разноцветными шелковыми нитями и золотными нитями (прядеными и «волоченкой») заполняет все  внутреннее пространство крестов. Под основную ткань изначально был подведен холст, который предназначался для укрепления вышивки. Однако он почти не сохранился, но по отдельным волокнам удалось определить, что это был лен. По периметру каждый крест обшит узкой бейкой из шелковой ткани, по краю которой проложена тесьма, выполненная в технике полотняно-диагонального плетения, из шести пар золотных нитей. Под тесьму для увеличения  объема проложен шнур, свитый из растительных волокон. Такой же точно шнур  подложен под вышивку, выполненную волоченкой.

Реставрация крестов проводилась по той же схеме, что и реставрация пелены: первичная очистка, пластификация, устранение деформации, очистка золотного шитья, дублирование. Но были и свои особенности, например, один из крестов сохранился во фрагментарном состоянии (рис.), необходимо было правильно и с максимальной точностью соединить все разрозненные части между собой, восстановив рисунок золотного шитья,  и зафиксировать их(рис). Для дублирования был использован натянутый на рамку тонированный шелковый газ, на котором размещались и укреплялись тонкой иглой с шелковой нитью кресты (рис.)

Клей при дублировании крестов не применялся. Золотная тесьма, которой были обшиты края крестов, в местах наибольших разрушений была перекрыта узкой полоской тонированного шелкового газа.

Для хранения и экспонирования крестов были изготовлены специальные планшеты из бескислотного  картона, обтянутого тонированной льняной тканью.(рис.)

Самый загадочный предмет этого комплекса – ядрань (или звездица). Предполагается, что этот прекрасный образец золотного шитья был частью омофора. В захоронении же он находился на голове погребенного(рис.), облегал череп и имел форму шапочки. Предмет был настолько загрязнен и заизвесткован, что трудно было предположить, что  под слоями грязи скрывается золотное шитье довольно хорошей сохранности. Но сначала необходимо было  устранить деформацию и излишнюю хрупкость текстиля для проведения механической очистки. Для пластификации был применен метод отдаленного увлажнения, для чего ядрань была помещена в камеру с высокой влажностью  на двенадцать часов. После того как ткани   немного смягчились и расправились начался процесс первичной очистки.  От комочков земли и грязи поверхность ядрани очищалась с помощью мягкой кисти, после чего шпателем и тонкой иглой загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом, чтобы не повредить волокна. Таким же образом была очищена и  изнаночная сторона. После механической очистки ядрань была промыта описанным выше способом.

После устранения деформации и очистки предмет приобрел вид круга, все пространство которого заполняет вышивка. По краю ядрани золотными нитями выполнена надпись. В вышивке ядрани был найден один тип золотных нитей - пряденые золотные нити, в которых шелковая нить основы обвита тончайшими металлическими полосками (ширина металлических полосок составляет 0,33 -0,45мм,а толщина -0,04-0,06мм). На серебряных полосках были зафиксированы остатки золочения с наружной стороны. На отдельных участках вышивки золотные нити почти полностью утратили свою металлическую обвивку, а на других участках  сохранились хорошо. Хорошо очистились жемчужины, которые пришиты по линии нимбов трех центральных фигур.

Для дублирования был использован натянутый на рамку тонированный шелковый газ, на котором была размещена  ядрань и укреплена тонкой иглой с шелковой нитью (рис.)

Для хранения и экспонирования ядрани был изготовлен специальный планшет из бескислотного  картона, обтянутого тонированной льняной тканью.

Эта работа служит началом для дальнейшего изучения и реставрации богатого археологического материала, полученного  при вскрытии захоронения Арсения Элиассонского, включающего в себя многочисленные фрагменты облачения архиепископа из  различных видов тканей и кожи. 

Эти уникальные экспонаты заняли достойное место в специально изготовленной витрине обновленной экспозиции "Золотая кладовая" в Суздале.