Проблемы консервации и реконструкции кожаных изделий, предназначенных для хранения различных предметов

Авторы: Е.С. Синицына

Тема:

Кожа – является материалом, который благодаря таким своим качествам как пластичность, влагостойкость, мягкость, легкость в раскройке и шитье, прочность и долговечность широко использовался для изготовления самых разных предметов одежды и обихода, начиная с глубокой древности.

Кожаные изделия встречаются во всех сферах жизни человека. Археологические находки кожаных изделий,  обладают важной информацией о культуре, быте, костюме и эстетических представлениях людей, живших ранее. Помимо археологических артефактов, музейные и частные коллекции содержат богатый этнографический материал, который также представляет большой научный интерес. Среди кожаных находок встречаются   предметы роскоши,  нередко это импортные изделия. Изучение этих сведений дополняет наши представления о социальном статусе их владельцев, о внешних контактах жителей и местном восприятии инокультурного влияния. [3, стр. 3].

Кожа, как и любой другой материал, подвержена негативному влиянию внешних факторов. Кроме белковых веществ, которые являются основой кожи,  она содержит значительное количество жиров и воды, потеря которых  делает кожу жесткой и ломкой. В результате этих процессов кожа  подвергается расслоению, на ее поверхности образуются трещины. [7, стр. 102].  Изучение большинства сохранившихся до наших дней кожаных предметов  этнографического, а особенно археологического происхождения, часто становится невозможным из-за значительной деформации, хрупкости и загрязненности. В результате реставрационной работы (в зависимости от степени сохранности экспоната) возможно реконструировать технологию изготовления того или иного предмета.

В данной работе хотелось бы остановиться на некоторых моментах исследования и реставрации кожаных изделий,  представляющих собой вместилища, которые использовались для хранения и переноски предметов и веществ. Это чехлы, футляры, кошельки, сумки, сосуды и их детали из кожи, дерева, металла.

Футляры, чехлы, ножны. Согласно словарю Ефремовой Т.Ф. ножны – это футляр для сабли, шашки, шпаги, кинжала и т.п. Исследователем Варфоломеевой Т.С., на основании материалов полученных из раскопок в Новгороде Великом, была составлена типология ножен XI-XV.  Ножны первого типа, по мнению ученого, имеют ассиметричные футляры; их выкройка сложена вдвое со стороны спин­ки ножа и скреплена со стороны лезвия [1, стр. 162]. Рассматриваемые здесь ножны датируются тем же периодом, но происходят из раскопок г. Москвы и Можайска.

Под это описание конструкции идеально подходят отреставрированные ножны из г. Можайска. Предмет поступил в реставрацию сильно пересушенным, но при этом его конструкция сохранилась, необходимо было лишь пластифицировать кожу, восполнить все утраты и смонтировать экспонат (рис. 1). Пластификация кожаных изделий производится по известной благодаря работе Синицыной Н. П. методике с использованием полиэтиленгликолей, разных молекулярных весов [5].

Конструкция ножен относятся к ассиметричному типу ножен. Края соединены двойным швом, при этом между рядами с помощью проколов выполнена орнаментация ножен. Сквозные проколы сохранили следы шва по контуру и являлись дополнительным укреплением соединения со стороны острия ножа. Внутри ножен имеется двойной вкладыш из кожи, предназначенный, по-видимому, для дополнительной защиты. В широкой части предмета края соединены с помощью кожаного ремешка. Можно предположить, что несохранившееся продолжение ремешка являлось приспособлением для подвешивания. В процессе реставрации были устранены разрывы кожи путем дублирования на тонко отшерфованную кожу с помощью клея Lasqaux. Утраты восполнены более толстой дублировочной кожей путем подведения в месте утраты лицевой стороной вверх. Благодаря следам швов, стало возможным восстановить целостность ножен по старым проколам (рис. 2)

Из археологических фондов музеев Московского Кремля на реставрацию поступило два кожаных предметов, типа ножен.

Первый из них сразу был определен археологами как «предмет кожаный (ножны)», XIV- XV вв, поступил в реставрацию в сильно руинированном состоянии. (рис. 3). Тонко выделанная кожа была пересушена, из-за чего крошилась от любого давления. После проведенной пластификации и устранения деформаций стало возможно проанализировать и реконструировать предмет. Ножны представляли собой два отдельных куска кожи, имеющих одинаковую форму и сшитых по контуру тачным швом. Одна из деталей сохранила фрагменты верхнего края ножен и одного из боковых краев. Другая - фрагментарно сужающиеся боковые края, благодаря чему удалось восстановить узкое завершение ножен. Путем нахождения места состыковки двух деталей стало возможным восстановление первоначальной формы изделия.

 Каждая деталь была сдублирована на подготовленную определенным образом дублировочную кожу нужного размера. Затем обе детали были сшиты тачным швом по контуру. Внутрь был вставлен фрагмент дублировочной кожи с укрепленными на него остатками вкладыша. Размеры готового изделия 18х7 см. (рис. 4).

Внешняя поверхность ножен часто украшалась нарезками, вышивкой, резьбой, тиснением. Простейший вид украшений — ряды прорезей. [2, стр. 117]. Вышеописанные ножны декорированы сочетанием различных элементов, таких, как окружность дуги, завитки, продольные и наклонные линии вдоль осевой линии ножен.

В литературе описания подобного типа ножен нами пока обнаружено не было, но форма самого предмета явно напоминает клинок оружия, следов крепления к поясу не сохранилось. Обращает на себя внимание тонкость выделки изделия, возможно, внутри был более крепкий чехол, а сохранилась лишь внешняя его отделка.

Еще один интересный кожаный предмет поступил на реставрацию также из археологических фондов музеев Московского Кремля. Чехол кожаный с деревянными палочками внутри, XIV- XV вв. (рис. 5). Конструкция напоминает описанный Варфоломеевой Т.С. второй тип ножен: «У ножен второго вида форма симметричная, близкая   к конусу. Шов   (выворотный, тачной  или  наружный), проходил на оборотной стороне вдоль осевой линии футляра. Внутри  нескольких  экземпляров  сохранились  остатки  деревянных каркасов. Некоторые симметричные ножны дошли до нас с ремешками для подвешивания». [1, стр. 162].

Чехол (размер 13х3 см) представлял собой фрагмент кожи со следами шва через край. Утрачена нижняя часть чехла, из-за чего невозможно вычислить конечную длину изделия. Верхняя часть представляла собой ровно отрезанный край кожи. Сбоку сохранилось сквозное отверстие для крепления к поясу. Ножны напоминают также ножны, описанные Рыбиной Е.А.: «Другой тип ножен кроился из цельного куска кожи, но скрепляющий шов находился по середине тыльной стороны, он был наружным или тачным. Такие ножны известны только с XIII в., они были распространены до XV в. Очевидно, этот тип ножен предназначался для обшивки или обкладки деревянных футляров кинжалов, больших ножей и подсобных предметов, так как иначе кожа была бы прорезана острой частью инструментов или оружия. Ножны со швом посередине украшались тисненым, прорезным или ажурным орнаментом, чаще геометрическим, но иногда растительным». [4]

С уверенностью определить предназначение данного чехла затруднительно. Маловероятно, что находящиеся внутри четыре деревянные палочки являются частью каркаса. Деревянная часть предмета была очищена, кожа – пластифицирована. Так как невозможно было вычислить общую длину, то решено было восполнить кожу только в местах утрат. После пластификации, укрепления разрывов и восполнения утрат чехол был сшит по старым проколам швом через край (рис. 6)

При археологических раскопках находят самые разнообразные чехлы и футляры не только для ножей, но и для топоров, футляры для ложек, ножниц, гребней, проколок, писал. Все они приблизительно соответствовали формам этих предметов и часто были украшены тиснением или ажурным орнаментом, иногда лицевая сторона футляра была орнаментирована аппликациями.

Например, в археологических фондах музеев Московского Кремля находится чехол для копья.        Конструкция чехла проста. Чехол цельнокроеный, сложен с двух сторон и сшит, так, что верхний угол оставлен открытым. Копье вставлялось сверху и затягивалось шнурком, о чем свидетельствует наличие сквозных отверстий по верхнему краю. (рис. 7-9)

Помимо футляров и чехлов существовало множество разновидностей сумок, кошельков и т.д. Изюмова С.А. дала подробное описание кошельков в своей работе. Сумки отличались обычно лишь большими размерами, техника кроя была такая же.

«Большинство кошельков изготовлялось из 2 кусков кожи, округлых внизу и имевших вверху дырочки для продевания кожаного ремешка, которым кошелек стягивался. Заготовки кошельков сшивались тачным или выворотным швом. Внутри кошельков пришивалась подкладка из ткани.

Другой покрой был у круглых кошельков. Они изготовлялись из одного куска кожи, стянутого в верхней части ремешком. Все эти изделия внешне были очень просты, без каких-либо украшений. Датируются они XII — XV вв.

Прямоугольные кошельки составлялись также из 2 частей. Одна из них делалась длиннее и служила крышечкой. Иногда крышечка отдельно выкраивалась и прикреплялась кожаным ремешком или просто пришивалась. Датируются такие кошельки X—XIV вв. Наиболее интересны из них два. Первый — с ажурным тиснением в виде завитков. Тиснение несколько необычно по способу нанесения — из мельчайших насечек, зубчатого штампа. Второй кошелек состоял из нескольких пластинок кожи, пришитых одна к другой.

По сведениям писцовых книг, в Новгороде

в XV—XVI вв., — а возможно, и ранее, — имелась особая группа ремесленников, изготовлявших кошельки, которые назывались «мошнами» (отсюда сами мастера назывались «мошенниками»)» [2, стр. 122]

В работе с кожей из археологических фондов музеев Московского Кремля встретился интересный вариант сумки. Изделие представляло собой 2 фрагмента кожи. Один из них – прямоугольный, со следами сгиба, украшен металлическими деталями. При сложении по сгибам стало очевидно, что это сумка с замком и остатками крепления ручки. Второй фрагмент кожи, судя по сохранившимся следам шва, являлся карманом на задней стенке. Так же сохранилась одна боковая стенка, благодаря чему стала возможна реконструкция.

К сожалению, сильные окислы на металлических деталях сильно осложнили реставрационную работу с кожей. Кожу удалось пластифицировать, устранить деформации и восполнить утраты. Металлические детали очищены и произведена реконструкция сумки.

Как говорилось выше, кожа находила применение в различных сферах жизни.  Этнографические источники рассказывают о необычных способах применения кожи. Нам пока не встречались описания подобных археологических артефактов.

Шкуры многих домашних животных использовались для шитья кожаной посуды. Имеются данные о сосудах из кожи верблюда на южных окраинах Башкирии, отличавшейся особой влагонепроницаемостью. Среди перечисленных материалов явным преимуществом, особенно при выделке кумысных сосудов, пользовались лошадиные шкуры. Использовалось почти все сырье: из кожи головы сшивали подойники, из шеи — кадки или чаны, из ног — кумысные фляги-бутыли; массивная кожа туловища шла на выработку вместительных сосудов для сквашивания кумыса. Плотные коровьи и бычьи шкуры использовались, главным образом, для ведер и кадок. Из шкур овец и коз изготавливали бурдюки и сумки. [6]

В сектор реставрации кожи ВХНРЦ им. Грабаря в 2008г. на реставрацию поступили пять сосудов из национального музея республики Алтай им. А.В. Анохина. Время изготовления всех сосудов определяется  концом XIX-серединой XX вв.

  1. Сосуд кожаный с горлышком, сшитый из двух кусков коричневой кожи прямоугольной формы. У горлышка с обеих сторон имеются ушки с круглыми отверстиями для ремешков, на которые крепится деревянная пробка, но ни ремешков, ни пробки не сохранилось. (рис. 9)
  2. Борбуй, сосуд из двух кусков кожи, снятой с задних ног лошади, сшитых между собой сухожильными нитками. Имеет цилиндрическую форму. Дно круглое. Горлышко выкроено и пришито отдельно волосяными нитками. Верхний край горлышка накручен на тальниковый прут, к которому прикреплена петля из конского волоса сплетенная косичкой. (рис. 10)
  3. Конок, ведро кожаное цилиндрической формы сшито из двух кусков вымени телочки с восемью сосками. Дно круглое сшито сухожильными нитками из двух половинок кожи со швом посередине. (рис. 11)
  4. Сосуд из вымени нетели в виде круглой корзинки с широким горлом. От его краёв, к середине сосуда идут четыре шва, при помощи которых сосуду придана круглая форма. Два края вытянуты в виде ушек, в которых имеются отверстия для ручки. Сосуд использовался для сыпучих продуктов. (рис. 12 а,б)
  5. Тажуур, сосуд из темной кожи, сшит сухожильными нитками из двух кусков кожи полуовальной формы с приподнятыми плечиками, с длинным горлышком. Между плечиками и горлышком прикреплена на металлических колечках сыромятная петля, к которой привязана на ремешке деревянная пробка. Тажуур украшен тиснением - традиционным алтайским орнаментом. (рис. 13)

Все сосуды были в хорошем состоянии сохранности, но сильно загрязнены. Из-за специфики материалов, неправильного хранения и сильной деформации предметы нуждались в пластификации и устранении деформаций.

Процесс устранения деформаций происходил следующим образом: смазанные консервирующей смазкой сосуды постепенно распрямили методом частичного прессования, помещая между двумя слоями фильтровального сукна и закладывая под пресс. Это осложнялось конструкцией сосудов. Один из опробованных методов  - это заполнение сосудов раствором ПЭГ (полиэтиленгликоль 400 45%: полиэтиленгликоль 4000 5%: дистиллированная вода 50%). Благодаря этому кожа напитала влагу, пластифицировалась, и начала держать объем. Деформации были полностью устранены. После удаления раствора ПЭГ, сосуды приобрели первоначальную форму.

Работа с этнографической кожей отличается от работы с  археологической кожей. Специфика реставрация археологической кожи заключается прежде всего в консервации фрагментов. Целиком сохранившихся предметов практически не встречается, поэтому главной задачей является анализ конструкции изделия и возможное его полная или хотя бы частичная реконструкция. Этнографическая кожа обычно находится в лучшем состоянии, имеет меньше утрат, но бывает сильно деформирована. Задача реставратора заключается в подборе оптимального способа консервации каждого предмета.

 

 

Литература

 

  1. Варфоломеева, Т.С. Кожаные ножны из раскопок в Новгороде / Т. С. Варфоломеева// Новгород и Новгородская земля. История и археология (материалы науч. конф., Новгород, 26 – 28 янв. 1993 г.). – Новгород, 1993. – Вып. 7. – С. 162-169.
  2. Изюмова С. А. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого [Текст]/ С. А. Изюмова// Труды Новгородской археологической экспедиции. Том 2. Материалы и исследования по археологии СССР (МИА) // Издательство Академии наук СССР - 1959 г. – С. 192-222.
  3. Матехина Т.С. Кожаные изделия средневекового Новгорода: чехлы, футляры, сумки. [Текст]/ На правах рукописи/ Т.С. Матехина - М., 2009. – 24 с.
  4. Рыбаков Б. А. Археология. Древняя Русь. Быт и культура [Текст] /Под общ. ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Наука, 1997. - 368 с.
  5. Синицына Н.П. Некоторые проблемы реставрации археологической кожи [Текст]/Н.П. Синицына// VI Грабаревские чтения. - М., 2005. - С. 118 – 128.
  6. Токарев, С. А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. [Текст] / С. А. Токарев// М., Изд. МГУ - 1958. – 615 с.
  7. Фармаковский, М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций [Текст] / М.В. Фармаковский// Москва: НИИ краеведческой и музейной работы - 1947. – 141 с.