Особенности реставрации халата «ар-ми»

Авторы: Синицына Е.С.

Тема:

Реставрация любого предмета, изготовленного из любого материала, требует хорошего знания самого материала и владения основными методиками по работе с ним. Кожа, являясь органическим материалом, имеет свои особенности и нуждается в особом подходе. Значение имеет как разновидность самой кожи, тип ее дубления и выделки, так и возможные декоративные покрытия (краска, живопись).
Основой кожи являются белковые вещества, кроме которых она содержит значительное количество веществ, таких как, жиры и вода. И при продолжительном хранении кожаных вещей, при потере влаги и жировых веществ кожа делается жесткой и в таком состоянии легко подвергается образованию трещин, поломке и т.п.
В реставрацию попадают как археологические находки, так и музейные экспонаты, этнографическая кожа. Специфика реставрации археологической кожи заключается прежде всего в консервации фрагментов. Целиком сохранившихся предметов практически не встречается, поэтому главной задачей является анализ конструкции изделия и возможная его полная или хотя бы частичная реконструкция. Этнографическая кожа обычно находится в лучшем состоянии, имеет меньше утрат, но бывает сильно деформирована. Задача реставратора заключается в подборе оптимального способа консервации каждого предмета.
Кожаные изделия встречаются во всех сферах жизни человека. Кожа – является материалом, который благодаря таким своим качествам как пластичность, влагостойкость, мягкость, легкость в раскройке и шитье, прочность и долговечность широко использовался для изготовления самых разных предметов одежды и обихода.
Одежда всегда была необходима для укрытия от палящего солнца, от ветра и холода, поэтому появилась еще в первобытном обществе. Вначале создавались сугубо практические предметы, постепенно, развиваясь, человек стал привносить в создаваемые им изделия свои представления о красоте и эстетике. Вероятно, это были довольно примитивные представления, но уже тогда, они выражали его индивидуальность и вкус, постепенно меняясь с каждой эпохой. Функциональное назначение предметов, в том числе и одежды, все равно оставалось на первом месте, но своеобразные цвета и особенности отделки помогали обозначить тот или иной статус владельца.
Как предмет утилитарный, одежда связана и с природными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период одежда различна в регионах с различным климатом. Эти различия сохраняются и по сей день, когда, казалось бы, мода обозначает основные направления развития одежды. Климатические условия также определяют и само появление того или иного предмета одежды. Так, воины римских гарнизонов, находящиеся в более суровых, чем на родине, климатических условиях (в Галлии, Британии), заимствуют у варваров их элементы одежды: теплый плащ «сагум», штаны «брака» - совершенно неприемлемую ранее для римлян часть костюма. Если в итальянском костюме XVI века мех встречается лишь в качестве отделки, то в русском костюме того же времени мех не только украшение, но прежде всего необходимый материал, из которого изготавливают многие предметы одежды. [1]
Особое место в истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является народ. Народная одежда связана с различными областями
духовной жизни народа, включая эстетические и религиозно-магические представления. Национальный костюм складывался постепенно, под влиянием многочисленных факторов, в зависимости от географического местоположения, природных условий и степени развития конкретных этнографических групп и народов.
Краеведческие и этнографические музеи знакомят нас со многими разновидностями национальных костюмов, особенностями быта разных народов. Среди этих предметов часто встречаются непривычные для нас варианты использования различных материалов, кожи в том числе. Большая часть любых музейных коллекций проходят через руки реставраторов.
В данной статье рассматриваются особенности реставрации халата «ар-ми», изготовленного из рыбьей кожи, находящегося в хранениях Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО среди других удивительных экспонатов, отображающих многообразие этнографических предметов, изготовленных в разных частях России.
Халат распашной, сшитый из рыбьих кож различных оттенков и размеров. Фрагменты соединены между собой машинной строчкой. Подол декорирован двумя полосами кожи – серой и красной. Аналогичным способом декорирована полочка с воротом и плечи сзади.
Поверхность спинки украшена аппликациями, выполненными также из рыбьих кож, окрашенных в серый и синий цвета. По всей длине подола на кожаных петлях были пришиты медные подвесы.
Известно, что изготовлен он был известной амурской мастерицей, членом Союза художников России, Росугбу Очу Лукьяновной (1914-1988), которая владела многими технологиями ульчского декоративно-прикладного искусства, в том числе обработкой и выделкой рыбьей кожи. Во многих музеях России хранятся ее уникальные произведения, которые отличаются неповторимыми узорами и стилем.
Обработка рыбьей кожи — одно из древнейших ремесел. «Первые письменные свидетельства о «рыбьекожих» сохранились в китайских хрониках династии Хань, правившей Поднебесной империей с III в. до новой эры по III век новой эры. Аборигенов Приамурья, называли в Китае «одетыми в рыбью кожу»» [2] Тысячелетиями народы Амура совершенствовали свое ремесло и в итоге довели до совершенства. Когда жесткие шкурки после многочасовой выделки превращались в мягкий и прочный материал, из них шили одежду, обувь, дождевики, палатки. Еще всевозможные мелочи вроде сумочек для рукоделия, мешочков для хранения продуктов, трутниц. Рыбья кожа заменяла оконные стекла в жилищах, и такие дома встречались по Амуру вплоть до XX века. [3]
Кожу рыбы обычно снимали в апреле, когда еще не было мух, или осенью после холодов, когда их уже не было. Процесс обработки включал несколько этапов. Свежую рыбу вялили в течение нескольких часов до появления корочки («когда слизь высохнет», чтобы рыба не скользила»). Шкуру сначала надрезали вокруг головы, затем делали два продольных разреза (от головы к хвосту) на брюхе вдоль плавников. Шкуру снимали при помощи костяного ножа от угла. Ножи для снятия кожи с тушек рыбы – нанайские мужчины вырезали из кости голени лося. Каждую шкурку отдельно высушивали на тальниковых вешалах в расправленном виде, перекинув через прут, на ветру. Высушенную кожу рыбы складывали стопой, чешуей друг к другу, сворачивали, после чего били в мялке. В центральную выемку станка, роль которого выполняла
чурка с прорезью, одновременно закладывали до 10 и более шкурок в зависимости от ее размеров. После непродолжительного битья колотушкой добавляли еще шкурки. [4]
Раскрой халата из кожи рыбы – сложная и ответственная работа. Необходимо было избежать эффекта беспорядочно нагроможденных небольших кусочков и создать гармоничную мозаичную композицию из нескольких десятков рыбьих кож. [5] На пошив одного халата уходило в среднем 30 рыбьих кож в зависимости от размера одежды и материала, но основная работа заключалась в отделке. Отделка халата занимала во много раз больше времени, чем сам пошив. Простые халаты из рыбьей кожи носили обычно самые бедные люди, остальные надевали их на рыбалку и другие работы. Праздничные халаты из кожи рыбы украшались аппликацией из кожи рыбы. Для этого кожу рыбы сначала окрашивали, затем вырезали орнамент, наклеивали на халат рыбьим клеем, края аппликации пришивали нитями из кожи рыбы. В богато орнаментированных, дорогих рыбьих халатах щеголяли по праздникам. Они ценились даже выше, чем одежды, сшитые из шелка, который привозили китайские торговцы. Лучший халат назывался «ар-ми».
Со временем ткань стала доступной, и необходимость выделывать рыбью кожу отпала сама собой. Традиционную одежду шили из ситца, сатина, шелка, и со временем она совершенно исчезла из обихода. За ненадобностью халаты и обувь из рыбьих шкурок хранили на чердаках, откуда их потом извлекали научные сотрудники музеев, благодаря чему сегодня можно увидеть осколочки «рыбьекожей» эпохи. К сожалению, уже к середине XX века практически не осталось мастериц, владеющих уникальными навыками. И трудоемкое рукоделие оказалось на грани вымирания, традиционный народный костюм носили в основном только пожилые люди и молодежь на праздниках народов Севера Сахалина. К счастью, в последние годы стало традицией проведение ежегодного праздника, приуроченного ко Дню коренных народов мира. Сопровождаются они ярмарками, на которых представлены лучшие произведения народных умельцев, благодаря этому музеи и любители этнографии до сих пор имеют возможность обогатить свои коллекции необычными новинками.[3]
За время бытования и хранения, к сожалению, даже такой крепкий и выносливый материал страдает. Халат из коллекции ГМВЦ “РОСИЗО» не избежал такой же участи. При поступлении в реставрацию, прежде всего, бросались в глаза многочисленные мелкие повреждения от моли по всей поверхности, сквозь которые проглядывалась яркая подкладка халата. Цветные аппликации частично утратили клеевой прикреп, пострадали швы, держащие их на местах, и сложно было разглядеть всю красоту этой тонкой работы. Кожа халата пересохла и появились деформации, халат явно нуждался в очистке, пластификации и укреплении.
Реставрации всегда должна предшествовать специальная обработка, чтобы не допустить распространения возможных заражений других экспонатов, особенно если на предмете присутствуют следы жизнедеятельности моли или любых других насекомых или грибков. Поэтому, прежде всего халат был обработан с применением фунгицидных и бактерицидных составов.
При работе со светлой кожей часто бывает невозможным использование стандартных методик работы с кожей, так как некоторые материалы могут изменить цвет такой кожи. В таких случаях для смягчения кожи можно использовать увлажняющую камеру с водой с добавлением полиэтиленгликоля. В течение продолжительного времени
нахождения в камере кожа напитывается влагой, а полиэтиленгликоль способствует ее удержанию внутри кожи без непосредственного контакта с экспонатом.
Для очистки использовался чадящий способ, когда поверхностные загрязнения удаляются полувлажными ватными тампонами с лицевой и изнаночной сторон халата, следы жизнедеятельности моли удалялись механически. Ткань подкладки была очищена аналогичным способом. Еще одним эффективным способом очистки стало использование резиновой крошки, которая хорошо очищает светлые кожи сухим способом.
Кожа – удивительный материал, который в процессе работы с ним, становится более податливым и живым. Поэтому после бережной очистки и пластификации обычно довольно несложно устранить деформации и заломы. В данном случае для этих целей использовались небольшие прессы с песком, которые позволяли повторить крой халата и создать необходимое давление в нужном месте. Постепенно удалось разгладить сильные заломы на рукавах и вернуть нужную форму аппликациям. Но еще оставались утраты.
Для реставрации практически любого материала для восполнения утрат принято использовать идентичный памятнику материал. Это обуславливается схожими характеристиками и свойствами, что максимально сближает поведение нового и старого материала при дальнейшем хранении и экспозиции. Именно поэтому для восполнения кожи обычно используется аналогичная по типу и строению кожа.
Изначально, предполагалось использовать для реставрации аналогичную рыбью кожу, но учитывая вышеизложенное описание этого вида кожи и ее выделки, можно легко представить насколько она является непластичным и своеобразным материалом. Так как для восполнения утрат и дублирования используется клей, который в свою очередь добавляет дополнительную жесткость, то был риск слишком утяжелить и без того не очень пластичную рыбью кожу халата. Хотелось использовать материал, который максимально бы подошел по структуре и стал незаметен на поверхности халата, но при этом не добавлял ничего лишнего. Неожиданным открытием стала схожесть по фактуре свиной кожи с ее крупным рисунком мереи. Фрагменты дублировочной кожи утоньшались до минимальной толщины с помощью скальпеля. Затем каждый фрагмент тонировался под цвет утраты. Для восстановления аппликаций кожа тонировалась красными и синими красителями. При этом использовался реставрационный акриловый клей Lascaux 498 HV, который сохраняет эластичность после высыхания.
Таким образом, постепенно были восполнены все утраты, вставки новой кожи практически незаметны для непрофессионала. При этом, аппликациям вновь вернулся изначальный объем и красота. Восстановленные цветовые полосы и украшения вернули целостность халату и сделали возможным насладиться этим произведением искусства.
Список литературы
1. Е.В.Киреева. История костюма. Европ. Костюм от античности до XX в. Учеб. пособие для сред. театр. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. М., «Просвещение», 1976 – 173 стр.
2. "Знание-сила" № 7, 2000 г. Бронштейн М. По следам одетых в рыбью кожу. 3. Елена ГЛЕБОВА. Публикация в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т http://www.slovoart.ru/node/958
4. Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: Очерки о декоративном искусстве нивхов.-Хабаровск: Кн. Изд-во, 1988.-128 с.; с. 8 5. Миловский А. Халат на рыбьем меху. Журнал «Родина». — 1997. — № 7