Опыт очистки и консервации археологического текстиля в полевых и лабораторных условиях. (На примере археологической экспедиции в Монголии)

Авторы: Синицына Н.П.

Тема: Опыт консервации в полевых условиях

Искусство создания текстиля всегда было одной из главных ценностей любого общества, ткани являлись и являются непременными атрибутами всех основных событий человеческой жизни. Текстиль как один из компонентов материальной культуры, может рассматриваться и как продукт развития технологии, и как произведение искусства, и как предмет торговли. Шерсть и одежда были основными товарами в торговле между Востоком и Западом.  Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что  значительные коммерческие связи и взаимообмен продуктами ткацкого производства возникли  на Среднем Востоке еще в  эпоху неолита.

Текстильные волокна - хрупкий органический материал и далеко не всегда они выдерживают  действие экстремальных факторов в условиях различных типов захоронений. Очень часто текстиль или полностью исчезает или доходит до нас в сильно деструктированном виде, хотя иногда медные соли окислившейся бронзы или серебряных предметов, напаянных на одежду, предотвращают разрушение небольших кусочков ткани. Однако, специфические условия в некоторых уголках мира показали нам, что некоторые ткани могут хорошо сохраняться в течение очень длительного времени. Например, в Египте сухие пески пустыни обеспечивают наилучшие условия для сохранности тканей, благодаря чему археологические находки включают целиковые элементы одежд и украшений, варьирующиеся по времени от Бронзового века до Позднего Средневековья.  

Очень низкая температура  также оказывается отличным средством для сохранения ткани. В Северной Монголии и в Центрально-азиатских степях ценные ткани, датируемые V в. до н.э., были обнаружены ранее этого века в замерзших могилах нормандских вождей.

В составе экспедиции Института Археологии и этнографии СО РАН 2009г. мне выпало счастье принимать участие в изъятии и реставрации текстиля из древних погребений 1 века до н.э. на севере Монголии  в горах Ноин-Улы. Руководителем экспедиций 2006 и 2009 годов была доктор исторических наук Н.В.Полосьмак. Надо сказать, что археологическая экспедиция 2006г. в горы Ноин-Улы была организована не случайно. Курганы  знатных представителей  кочевого народа хунну привлекали внимание   исследователей с начала двадцатого века.  Археологи надеялись, что их ожидает успех и не ошиблись, хотя экспедиция была очень длительной и тяжелой. На глубине 18 метров была найдена погребальная камера, заполненная глиной, которая покрывала все предметы и пропитывала весь текстиль. В полевых условиях  говорить о реставрации вообще, а особенно археологического   текстиля несерьезно, но подготовить и правильно изъять текстильные предметы или фрагменты текстиля из захоронения – это половина успеха последующей реставрации. В данном случае предметы очень грамотно были подготовлены к транспортировке археологами совместно с реставраторами и благополучно прибыли в Новосибирск в замечательный Институт Археологии и Этнографии СО РАН.

Мало кто, кроме археологов, представляет себе как выглядят текстильные  находки в раскопе. Как правило, к реставратору в руки археологический текстиль  попадает в кошмарном состоянии: неправильно изъятый, пересушенный, часто обработанный перхлором или каким либо растворителем. Со временем ко мне пришло понимание, что реставратор обязательно должен сам принимать участие в изъятии текстиля или же археолог должен владеть определенными навыками работы с текстильными находками. Двенадцать лет  мы работали с текстилем, который  сами вместе с археологами изымали из саркофагов  (некрополь русских цариц и великих княгинь  Вознесенского монастыря Московского Кремля). Мы приобрели ценный опыт по  изъятию и реставрации огромного количества текстильных изделий разной степени сохранности. И таким образом получили возможность разработать методики изъятия, первичной обработки и консервации текстиля (1), которые мы использовали при работе с текстилем из захоронений  Ноин-Улы.

Как уже говорилось выше все предметы из раскопа 20 кургана, глубина которого была 18 метров, были покрыты толстым слоем глины и длительное время находились в замороженном состоянии. К тому времени, когда наша небольшая московская группа реставраторов начала работать над фрагментами вышитого ковра, частично они уже были размыты и, представляли собой  несколько довольно больших кусков ткани,  покрытых  слоем застывшей глины, под которой с трудом читались  изображения фигур.  Также было множество комков глины, в которых еле угадывались фрагменты цветного текстиля.

 

Чтобы извлечь текстиль необходимо было аккуратно размывать глину, делать  ее мягкой, после чего,  расправлять фрагмент текстиля. При этом оставшаяся  глина, тонким слоем покрывающая с двух сторон поверхность текстиля делала его очень хрупким.

  

Для выработки методики очистки  были проведены пробные расчистки. Самым оптимальным оказался  способ промывания фрагментов ткани на сетке теплой водой. Промываемый фрагмент помещался на тонкий  шелковый газ, натянутый на рамку. Для очистки больших фрагментов были изготовлены рамы большого размера с натянутой сеткой.

Рамка погружалась в раствор, 1% или 3% раствора  полиэтиленгликоля в воде на 2-3 минуты, после чего рамка с фрагментом текстиля вынималась (таким образом вся тяжесть намокших волокон приходилась на шелковый газ). Размокшая глина удалялась с поверхности текстиля с помощью маленького шпателя. После этого рама с фрагментом текстиля помещалась наклонно в кювету и с помощью специальной поливалки, теплым 3% раствором полиэтиленгликоля в воде проводилось многократное отмывание с помощью мягкой кисти, которой  очищался расправляемый фрагмент текстиля. Оставшиеся загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом (работа должна проводиться под микроскопом или под сильной лупой, чтобы не повредить волокна).

Таким способом удалось очистить даже наиболее разрушенные фрагменты текстиля, причиняя им минимальный вред. 

Высушивание промытых фрагментов текстиля производилось на ровной поверхности между несколькими слоями фильтровальной бумаги. Перед нами стояла задача в кратчайшие сроки подготовить фрагменты вышивки для передачи в Улан Батор. Поэтому мы выбрали способ дублирования на напыленный шелковый газ.

В качестве  дублировочных материалов мы использовали натуральные шелка разной степени плотности – китайский шелковый газ «Чо» и прозрачный лионский шелковый газ. Одной из главных особенностей  нашей  методики стал  способ подготовки дублировочного материала. Натуральный дублировочный шелк мы покрываем клеем, который в виде супермелких  вкраплений держится на нем.

Напыление клея происходит следующим образом: шелковая ткань, предварительно окрашенная в нужный цвет, разглаживается, натягивается на деревянную раму и обрабатывается клеем А-45К, разведенным до нужной концентрации ацетоном (процент концентрации зависит от того, насколько плотный газ предстоит напылять). Клей наносится  с помощью компрессора высокого давления, который  дает возможность разбить наносимый клей до мелкодисперстного состояния и с большой силой донести эти частички до ткани, на которой  они осаждаются (ацетон впоследствии испаряется).  В  результате,   мы получаем не сплошную пленку на поверхности дублировочного шелка, а мелкодисперстную сетку клея.

Преимущества этого метода нанесения клея:

  • дублировочная ткань сохраняет пластичность,
  • частички клея делают поверхность дублировочной ткани немного шершавой (а не скользкой, как при нанесении клея в виде пленки), что способствует лучшему сцеплению поверхностей.

 

   

Дублирование фрагментов вышитого полотнища происходило следующим образом:  плотный шелк (с напылением клея А45-К) растягивался на дублировочном столе напылением вверх. Фрагменты археологического текстиля раскладывались на этом шелке, с соблюдением направления нитей.

 Очень сложно  было  из множества фрагментов собрать отдельные  детали многофигурной вышивки.

  

После того, как все фрагменты были размещены на дублировочном шелке, сверху аккуратно  накладывался  прозрачный шелковый газ  клеевой стороной вниз. В местах утрат два напыленных слоя обрабатывались с помощью термонагревательного шпателя (температура – 60-70). Фрагменты археологического текстиля подвергались минимальной термообработке они оказывались  зажатыми между  двумя слоями шелка, после чего два слоя дублировочного шелка прошивались тонкой газовой нитью по периметру всех утрат.

Состояние сохранности текстиля позволило  сделать в дублировочном шелке «окна» на лицевой стороне  отреставрированного текстиля и такие же с изнанки, для того чтобы был доступ  к  ткани.

 

Второе совершенно потрясающее вышитое изделие было изъято в 2009г. со дна 31го Ноин Улинского кургана с глубины 14 метров. В раскопе текстиль, запаянный в глину, тонким слоем устилал дощатый пол погребальной камеры. Собственно говоря, надо было обладать большим воображением, чтобы представить, что эта скользская , прилипшая к доскам глина, скрывает в себе волшебные вышитые изображения. Но Наталия Викторовна Полосьмак верила в это.

 Прежде всего надо было осторожно отделить слой глины с текстилем внутри от досок, сохранив при этом целостность текстильно-глиняной полосы. Кстати общая длина этой полосы была около семи метров, а ширина 35 – 40см. С помощью шпателей разных размеров мы постепенно отделяли эту полосу от досок,  подсовывая под нее узкие, тонкие листы оргстекла. Теперь предстояло подвести под все эти многочисленные полоски оргстекла один большой лист и осторожно  поднять его наверх. Что и было сделано. Для того, чтобы сохранить  глину во влажном состоянии мы воспользовались полиэтиленовой пленкой, которой многослойно запеленали текстиль, глину и орстекло. В таком виде все это сооружение приехало в Улан Батор, а потом и в Новосибирск.

 

 Трудно было представить, что из этой груды глины возможно что либо извлечь. Вначале необходимо было постараться снять верхний слой глины, стараясь не повредить волокна текстиля под ней. После этого ,чтобы извлечь текстиль, необходимо было аккуратно размывать глину и расправлять фрагменты текстиля. Причем делать это надо было очень быстро, потому что если глина высыхала, это нарушало целостность  текстильных волокон. Приходилось поддерживать глину во влажном состоянии, регулярно сбрызгивая ее водой под полиэтиленовой пленкой.  Зато влажная глина, которая обволакивала весь текстиль, становясь скользкой, позволяла без особых повреждений текстильных волокон расправлять все многочисленные складки.

Это был самый ответственный момент. Я не представляла себе, что вышитое полотнище окажется  сложенным в несколько раз, то есть при ширине полосы в 35- 40см. после развертывания ширина вышивки оказалась 110см, при этом вышитые в полный рост  фигуры были 60 - 65см. Было решено не пытаться разворачивать весь двухметровый кусок. Он был разделен на пять фрагментов, которые были пронумерованы и в такой последовательности очищались от глины. Были изготовлены большие рамки, затянутые сеткой, на которых промывались и постепенно расправлялись фрагменты вышитого текстиля.  Очистка производилась по такой же методике, которая была разработана при работе над вышитым ковром из 20 кургана. Трудно описать  радость реставраторов, когда из бесформенного куска глины вдруг как в сказке появлялись прекрасные мужские лица и фигуры в разноцветных одеждах.

Ковер был сшит из нескольких полотнищ красной шерсти и вышит цветными шерстяными нитками.

 Исследование красителей показало, что в основной ткани ковра из 31 кургана преобладает карминовая кислота, а в нитях вышивки выявлено присутствие лаккаиновых кислот. Та же кислота присутствует  и в нитях ковра из 20 кургана. Таким образом, «особенностью шерстяных окрашенных тканей, обнаруженных в могилах хунну в Монголии является частое  присутствие лаккаиновой кислоты в сочетании с ализарином и пурпурином»(2)

. Дублирование  фрагментов очищенного и расправленного текстиля  проводилось без применения клея на тонкую хлопчатобумажную ткань иглой тонкой шелковой нитью.

 

Результатом очень сложной многомесячной работы группы реставраторов стала  выработка уникальных методик очистки, пластификации, укрепления и дублирования шерстяных вышитых фрагментов. Вышитые панно из курганов хунну, которым более 2000 лет обрели новую жизнь.

В реставрации вышитого ковра принимали активное участие художники-реставраторы разных музеев и реставрационных организаций Москвы:   Попова Олеся Сергеевна, Синицына Елена Сергеевна, Утехина Анастасия Юрьевна, Левыкина Татьяна Алексеевна.

 

 

 1»(Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского кремля», Москва, 2009г. Стр. 55, 72,213)

 

2.Н.В.Полосьмак, Е.С.Богданов,Д.Цэвээндорж Двадцатый Ноин-Улинский курган, Новосибирск «ИНФОЛИО» 2011.г, стр151.