Проблемы реставрации старинного текстиля

Авторы: Синицына Н.П.

Тема: Журнал «Антикварное обозрение» Санкт-Петербург • № 1 • 2009

«Феномен» - организация, объединяющая художников- реставраторов разных специализаций из ведущих музеев Москвы для работы над большими реставрационными проектами. Квалифицированные специалисты – художники-реставраторы фирмы «Феномен» обладают талантом возвращать к жизни предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Мы работаем с музеями и галереями Москвы, Новосибирска, Калининграда, а также с частными коллекционерами. В данный момент мы завершили работы по реставрации десяти гобеленов из особняка  на Софийской набережной (бывшее Посольство Великобритании). Реставрация исторических и театральных костюмов разных эпох тоже входит в круг наших интересов  и возможностей.

Кроме того  наши художники- реставраторы владеют новейшими методиками и технологиями реставрации археологических памятников из кожи, текстиля и других материалов. Некоторым проблемам изучения и  реставрации археологического текстиля и кожи из Вознесенского монастыря Московского Кремля. и посвящена данная  работа.

В крупных мировых музейных коллекциях  текстиля многих музеев мира, включая коллекцию Музеев Московского Кремля,  находятся  обычно два вида памятников текстильного искусства: Это так называемый "музейный" текстиль, представленный текстильными изделиями,  которые хранились фактически в атмосферных условиях  и не подвергались погребению или захоронению.  И «археологический текстиль», который в течение определенного времени в истории своего бытования находился в погребениях, в почве или в саркофагах на поверхности земли или в подвальных помещениях.

Археологический  текстиль – это весьма специфический музейный объект. Текстильные волокна - хрупкий органический материал и далеко не всегда они выдерживают  действие экстремальных факторов в условиях различных типов захоронений. Очень часто текстиль или полностью исчезает или доходит до нас в сильно деструктированном виде.

Археологический текстиль является очень сложным и многоплановым объектом для исследователей и реставраторов. На данный момент в нашей стране нет ни одной официальной государственной структуры, где бы ткани из погребений сразу же попадали в руки опытных реставраторов. Поэтому опыт Музеев Московского Кремля по реставрации текстиля из подклета Архангельского собора Московского Кремля, является уникальным

Подклет Архангельского собора (Судная палата) Московского Кремля ныне является местом нахождения останков великих княгинь и цариц, которые после смерти были захоронены и покоились на территории Вознесенского монастыря. В 1929г. Вознесенский монастырь, находившийся рядом со Спасской башней Московского Кремля, был разрушен, и саркофаги с останками были перенесены в подклет Архангельского собора.. Вдова Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия Дмитриевна Донская (в монашестве Ефросиния),  была в 1407г. первой захоронена на  территории  Вознесенского собора Вознесенского монастыря, который с этого момента служил усыпальницей русских цариц и великих княгинь до 1731г.

 В 1984г. в результате частичного вскрытия и исследования погребений подвальной палаты Архангельского собора были выявлены уникальные произведения средневекового шитья. Надо отметить, что это было повторное вскрытие, так как наличие останков погребальных одежд было зафиксировано в дневниках 1929г., когда в связи с разборкой монастырских строений саркофаги переносились из Вознесенского собора в подвальную палату Архангельского собора.

В 1999г. началась реставрация подвального помещения Архангельского собора и саркофагов. А для решения задачи реставрации текстиля нами была создана реставрационно-исследовательская группа, в которой работают специалисты, приглашенные из разных организаций Москвы, Активные работы начались в феврале 2001г

 Археологический текстильный материал изымался самими реставраторами  совместно с  археологом и антропологом. Были вскрыты  57 саркофагов и в 30 из них были зафиксированы остатки текстиля разной степени сохранности.

 В задачу группы кроме  реставрационных работ входила выработка методик проведения химико-технологических и структурно-технологических научных исследований по каждому погребальному комплексу.

Исследования проводились по двум направлениям:

  • Микробиологическое исследование текстильного материала.
  • Комплексное экспериментальное исследование погребального инвентаря.

Подобные комплексные исследования материалов, обнаруженных в захоронениях, в нашей стране предприняты впервые. Полученные данные позволяли нам правильно ориентироваться в выборе методик очистки и консервации того или иного текстильного предмета из погребального комплекса.

 При изъятии текстильных материалов из саркофагов Вознесенского монастыря мы сознательно решили отказаться от существующей методики, разработанной А.К. Елкиной (Полевая консервация археологических находок (текстиль, металл, стекло) М.1987г.,12-15стр.), основанной на использовании органического растворителя перхлорэтилена и глицерина, которым предлагается щедро обрабатывать текстиль в захоронении будь то шерсть или шелк. Эти вещества наносят непоправимый вред текстилю. Обработанный таким способом текстиль, не поддается пластификации, он остается очень хрупким  (особенно это касается шерсти и шелка), а в дальнейшем он просто рассыпается, если его не пропитать клеем А-45К,  после же пропитки текстиль теряет свои свойства навсегда. Кроме того, применение органических растворителей не может не повлиять на данные химико-технологических исследований.   Нам удалось без потерь изъять весь текстиль из саркофагов Некрополя без  использования каких-либо  органических растворителей  и отреставрировать его.

Для археологического текстиля всегда характерна повышенная кислотность, которая вызывает окисление тканей и как результат большую или меньшую степень обесцвечивания, а  такие физико-химические факторы, как высокая влажность и сравнительно высокие температуры, которые в течение длительного времени воздействовали на погребения Вознесенского монастыря, не только разрушали текстильные волокна, но и  резко ускоряли процессы биодеструкции  текстиля.

В тех случаях, когда остатки текстиля были зафиксированы в саркофагах,  была большая вероятность быстрого и серьезного ухудшения состояния текстиля при вскрытии, вызванная не только  проникновением кислорода и света, но в основном изменением влажности поэтому необходимо было изъять его аккуратно и быстро  чтобы археологический материал как можно меньше контактировал с воздухом (кислородом) и чтобы  не произошло значительного  изменения  влажности изымаемого текстиля. Весь изъятый материал, завернутый в плотные листы бумаги, помещался в специально подготовленную для этого коробку, которая также запаковывалась в полиэтиленовый пакет, и транспортировалась в лабораторию для дальнейшей обработки.

Чем скорее  проведена первичная обработка археологического текстиля, тем больше вероятность сохранить его свойства. Кожа не столь требовательна к срокам, она может выдержать какое-то время без особого вреда для нее, особенно если держать ее в холодильнике.

Очистка археологического текстиля – это самый сложный и непредсказуемый процесс в реставрации, она может быть  только механической без применения воды и смешанной, при которой текстильный предмет погружается в раствор и очищается с помощью мягкой кисти. В некоторых случаях, когда сохранность текстильного фрагмента позволяет, возможно применение вакуумного стола.

К очистке каждого фрагмента текстиля надо подходить сугубо индивидуально. Какой выбрать способ первичной очистки  решает обычно коллегиальный совет реставраторов, участвующих в работе.

При этом учитывается множество факторов: определение степени деструкции волокон ткани,  выбор метода устранения деформации, исходя из возможностей объекта, например, если состояние сохранности фрагмента ткани или  текстильного предмета позволяет произвести водную очистку, то при промывке, под тяжестью намокших волокон, ткань может расправиться, если это невозможно, то можно применить метод отдаленного увлажнения. Хрупкие и ломкие фрагменты оставляются в камере, где создается высокая относительная влажность  на несколько часов. Как только ткань начнет расслабляться можно начать  процесс устранения деформации, в качестве пластифицирующего вещества мы применяли– полиэтиленгликоль (ПЭГ) 400,а не глицерин.  Мы добавляли ПЭГ-400 в промывающий раствор, а в том случае, когда водная очистка  была невозможна, фрагменты текстиля раскладывались на фильтровальной бумаге и на их поверхность  с помощью мягкой кисти наносили 3%, 5% ,а иногда и10%  раствор ПЭГ-400 в воде.

Перед водной очисткой археологического текстиля  рекомендуется установить его рН и если его значение ниже рН4, то может быть безопасней не мыть его вообще.

 

В случае необходимости промывания фрагментов текстиля  методом погружения в  1% или 3% раствор полиэтиленгликоля в воде (это  бывает в тех случаях, когда  механическая очистка  невозможна из-за хрупкости и плохой сохранности текстиля, а грязь, пропитывающая текстиль, разрушает его волокна), промываемый фрагмент помещается на тонкий  шелковый газ, натянутый на рамку.  Рамка погружается в раствор, текстиль очищается,  после чего рамка с фрагментом текстиля вынимается вместе с ней, таким образом,  вся тяжесть намокших волокон приходится на шелковый газ. Таким способом удается очистить самые разрушенные фрагменты текстиля, причиняя им минимальный вред.   

Высушивание промытых фрагментов текстиля производилось на ровной поверхности между несколькими слоями фильтровальной бумаги.

Большинство методов, применяемых в настоящее время в реставрации текстиля, не отвечают специфике реставрации археологического текстиля, так что приходилось адаптировать известные методы к конкретным задачам, а  во многих  случаях разрабатывать новые методические приемы.    

Часто реставраторам  удавалось находить новые средства и способы очистки  в процессе реставрации, например, при реставрации шелкового платья с длинными, собранными в многочисленные складки рукавами из погребального комплекса Марии Долгорукой (подобный крой не имеет аналогов и  известен только по данным письменных источников и по изображениям), самым сложным  было разработать такую методику очистки, при которой  возможно было сохранение естественной гофрировки рукавов. Была выбрана методика смешанной очистки, при которой применение водных растворов было сведено к минимуму, а  вся  ткань двух с половиной метровых  рукавов была очищена следующим способом: загрязнения аккуратно удалялись из переплетений текстильных волокон с помощью тонкой иглы под микроскопом (работа должна проводиться под микроскопом или под сильной лупой, чтобы не повредить волокна). Эта работа длилась пять месяцев, но результат превзошел все ожидания – ткань приобрела пластичность и блеск .

       

Мы пришли к выводу, что очень часто на археологическом текстиле (особенно на шелке) присутствуют  гуминовые загрязнения, которые не поддаются первичной  механической очистке, а после применения водной очистки растворяются и окрашивают ткань. В результате, ткань приобретает характерные  для археологического текстиля темные разводы.

Новая методика оказалась настолько эффективной, что мы стали использовать ее в своей работе.

Европейская школа реставрации не очень приветствует применение любого клея при реставрации текстиля, особенно археологического. Но мы считаем, что иногда использование иглы наносит больший вред ткани, особенно шелковой, чем  применение клея. Предубеждение против новых методов, к сожалению, все еще распространены среди  как хранителей, так и среди реставраторов. Но если мы хотим вырабатывать методы  консервации, которые бы позволили создавать максимальный «иммунитет» против дальнейших разрушений, а не только устранять видимые повреждения, мы  должны использовать в своей работе новые достижения в области химии и физики. Для ряда фрагментов текстиля из шерстяных волокон,(например, фрагменты куколя из захоронения Марии Нагой), для которых, ввиду значительной степени и многообразия видов деструкции, невозможно было применение стандартных методов реставрации и консервации требовали применения  аварийных методов спасения, так как без этого они могли исчезнуть в течение очень короткого времени. В 2002г. в ГИКМЗ «Московский Кремль»   совместно с Научно-исследовательским физико-химическим институтом им А.Я. Карпова провели исследования по возможности применения поли-пара-ксилиленовых покрытий для спасения особо хрупких, подвергшихся сильному разрушению музейных экспонатов.

Результаты первых проведенных исследований и проб на нашем археологическом материале позволили выработать новую методику сохранения таких материалов. Этот метод показан только в случаях катастрофического состояния текстильных волокон (особенно это касается шерстяных тканей), которые не смогли бы выдержать никакого воздействия на них. Используя эту методику, мы провели обработку фрагментов схимы из шерстяной ткани из захоронения Марии Нагой парами поли-пара-ксилилена. В результате, нам удалось сохранить целостность фрагментов шерстяной ткани аналава и куколя и провести реставрацию и реконструкцию этого интересного  элемента монашеской одежды.   От монашеского облачения одежд Екатерины Петровны Шуйской – второй жены  царя Василия Ивановича.сшитого из шерстяных тканей, сохранилось  множество мелких фрагментов, наиболее хорошую сохранность имели остатки изделий  вышитых шелковыми нитями. Структурно-технологический анализ текстильных фрагментов позволил выявить наличие следующих   текстильных   изделий: плата на лицо,  схимы (аналав и куколь), рясы, пояса, мантии.

Размеры аналава:   25,0*62,0см,  куколя: 51,0*62,0см. Нагрудная часть схимы представляет собой прямоугольник из фрагментарно сохранившейся шерстяной ткани   полотняного переплетения  черного цвета  с шитьем. По краю   куколя    вышит текст молитвы. Все изображения вышиты шелком. В ходе реставрационных работ     была произведена очистка   фрагментов шитья, после чего они были уложены на тонированный газ и прикреплены газовой нитью с помощью иглы.

Основным способом укрепления археологических тканей мы выбрали методику дублирования на шелковую  ткань с помощью клея А-45К.

Использование мучного клея мы отвергли сразу, так как  многолетняя практика использования мучного клея показала, что шелковая проклеенная ткань со временем теряет эластичность, а если при дублировании было допущено сильное пропитывание  реставрируемой ткани клеем, то со временем клей начинает разрушать волокна текстиля, кроме того мучной клей – это благоприятная среда для образования плесени и  грибка.

В качестве  дублировочных материалов мы используем натуральные шелка разной степени плотности – китайский шелковый газ «Чо» и совершенно прозрачный лионский шелковый газ. Если возникает необходимость, мы используем другие виды натуральных шелков.

Некоторые моменты методики дублирования, которую мы применяем при реставрации археологического текстиля, были известны давно, но мы усовершенствовали  и внесли много нового в  использование этой методики. Одной из главных особенностей  нашей  методики стал  способ подготовки дублировочного материала. Натуральный дублировочный шелк мы покрываем клеем, который в виде супермелких  вкраплений держится на нем. Дублирование археологического текстиля происходило следующим образом:  плотный шелк (с напылением клеяА45-К) растягивался на дублировочном столе напылением вверх. . После этого фрагменты археологического текстиля раскладывались на этом шелке, с соблюдением направления нитей, а сверху аккуратно  накладывался  прозрачный шелковый газ  клеевой стороной вниз. В местах утрат два напыленных слоя обрабатывались с помощью термонагревательного шпателя (температура – 60-70). Фрагменты археологического текстиля термообработке не подвергались, они оказывались  зажатыми между  двумя слоями шелка, после чего два слоя дублировочного шелка прошивались тонкой газовой нитью по периметру всех утрат.

 

 

Объемная реконструкция очень сложна в исполнении Методом объемной реконструкции были восстановлены предметы из захоронения Анны Михайловны Романовой – подрясник и мантия, платья из захоронений Марии Долгорукой, Марии Иоанновны и Татьяны Михайловны Романовых, детские рубашки из захоронений Федора Бельского и безымянного захоронения №45 и др. Для каждого из этих предметов вырабатывалась своя методика реконструкции. Часто процесс  дублирования сочетался с процессом реконструкции. Например, при реставрации платья Марии Иоанновны в процессе очистки и пластификации  удалось устранить деформацию ткани и после этого сделать обмеры сохранившихся деталей, что позволило построить выкройку этого платья.

Так как ткань  платья плохо сохранилась только по краям утрат, было решено не дублировать платье целиком и оставить большие фрагменты хорошо сохранившейся объяри  свободными от дублировочной ткани. Плотный шелковый газ, тонированный и напыленный клеем А-45К, был подведен  только в местах утрат и перекрыт  прозрачным шелковым газом тоже только по краю утраты. Места наиболее разрушенные (спина и рукава) были сдублированы целиком.

Применена такая же методика дублирования как и для плоских предметов, но с одним исключением, так как дублировочный шелк в этом случае часто не захватывает всю площадь реставрируемого предмета , а проходит только по краю периметра утрат, то приходится подвергать  термообработке узкую полосу археологического текстиля по краю периметра утрат. По этому же принципу было сдублировано и платье Марии Долгорукой.

 Работа по реставрации  текстиля из захоронения Анны Михайловны Романовой дала нам возможность выработать методику сохранения и реконструкции  археологических предметов из шерстяных тканей. .

 Надо сказать что материалов  по истории женского монашеского облачения очень мало, поэтому любые археологические находки, которые удается отреставрировать дают возможность прикоснуться к  настоящим, подлинным  предметам схимнического облачения XV-XVIIвв., возможность изучать их.

 

 Очистка золотных нитей, часто встречающихся в  археологических текстильных предметах - всегда представляет собой  сложную проблему. В каждом случае необходимо вырабатывать индивидуальную программу очистки , но главной является задача как можно быстрее освободить золотные нити от остатков тлена мягкой кистью или тонкой иглой, причем в последнем случае необходимо проводить работы под микроскопом, чтобы не повредить тонкие полоски металла(ширина металлических полосок пряденых золотных нитей составляет 0,35 -0,55мм.,а толщина -0,04-0,06мм.).  Многие текстильные изделия из захоронений Некрополя содержали золотные нити: 1) 10 волосников , 2) ХХ повязок,3) платье Марии Старицкой, 4) платье Марии Иоанновны, 5) тесьма отделки рубашки Федора Бельского (сын Ивана Бельского и М.Шуйской),

Очень интересен опыт работы по первичной очистке  двух волосников, принадлежавших некогда женам Ивана Грозного – Марии Темрюковне и Марфы Собакиной (1669г. и 1671г.)  В 1984  г. волосник Марии Темрюковны был изъят из захоронения и по существующей тогда методике пропитан глицерином и завернут в  плотную  бумагу. Таким образом были созданы самые благоприятные условия для работы микроорганизмов, которые под воздействием глицерина и тепла  стали разрушать остатки тлена и все, что было под ним вокруг.  В результате нити  как на   ажурном плетении, так и на вышивке очелья волосника утратили все золотое покрытие – оно осталось  на поверхности бумаги, пропитанной глицерином. Удалось сохранить только золотое покрытие нитей затылочной части.(ил.4)

Волосник Марии Темрюковны

Второй волосник, из захоронения Марфы Собакиной был очищен и промыт сразу же после изъятия из саркофага (1984г.)  Золотные нити (и плетеной части и очелья) прекрасно сохранились.  Причем, методику очистки и консервации золотных нитей необходимо корректировать в каждом случае, учитывая  индивидуальные особенности каждого объекта реставрации отдельно. В зависимости от того, какой состав имеет золотная нить можно выбрать наиболее подходящий способ ее укрепления:

  • если нить однородная по составу- полностью серебряная или золотая (так называемая «волоченка») она нуждается только в осторожной очистке (например, вышивка очелья волосника Агафьи Семеновны Грушецкой),
  • пряденые же золотные нити в которых текстильная  нить основы обвита  тончайшими (0,03-0,05мм.)металлическими полосками  требуют более внимательного подхода к решению вопроса об их укреплении и консервации.  В случаях большого  содержания  серебра в золотных нитях, (например, волосник  Марии Ильиничны был выполнен из таких нитей и мы долго искали способ, который позволил бы остановить процесс разрушения серебряных нитей) очень  эффективным оказалось применение 3% фторлона – мягкой кистью нити осторожно покрываются этим раствором и процесс возникновения патины существенно замедляется. ( В целях дополнительной защиты от внешних контактов золотное плетение волосника Марии Ильиничны было перекрыто прозрачным шелковым газом.)  Очень хороший эффект дает обработка золотных нитей, содержащих большой процент золота, а такие чаще всего встречаются в царских погребениях, 1% раствором фторлона (после окончательной очистки).

Реставрация кожи.

Все органические материалы, включая кожу, существуют и разрушаются в окружающей среде в результате процесса окисления.

Основная  проблема консервации экспонатов из кожи состоит в том, чтобы устранить или свести к минимуму причины разрушения кожи. Это очень сложная задача, так как свойства кожи зависят как от ее природы, так и от способов выделки. Не малую роль имеет и качество дубителей. Одной из причин разрушения кожи является потеря ею воды и жировых веществ.

Старые кожи становятся ломкими и жесткими, теряют блеск, на лицевом слое появляются трещины, которые постепенно разрушают верхний слой и способствуют его осыпанию. Красители выгорают и темнеют, а археологическая кожа в основной своей массе имеет темно-коричневый цвет.

Много лет занимаясь реставрацией экспонатов из кожи как археологического  происхождения, так и из фондов, я поняла, что часто реставрация хрупких и сильно пересушенных музейных экспонатов из кожи не менее сложна, чем реставрация кожаных предметов из археологических раскопок. И в том и в другом случае самая главная задача реставраторов попытаться вернуть коже пластичность. Применение полиэтиленгликолей позволяет провести этот процесс с максимальной эффективностью.

. Первичная обработка  кожи включает в себя:

Первичная очистка кожаных изделий или кожаных фрагментов из захоронений сводится к промывке окаменевших кожаных деталей теплой водой, очистке их с помощью мягкой кисти и помещению их в раствор ПЭГ-400 х ПЭГ-1500 х вода для пластификации.

Время, которое требуется для умягчения той или иной кожи зависит от многих факторов: вида  кожи, способа  дубления и многих  других. Очень  большое значение имеет  также, в какой среде находилась кожа до изъятия: в саркофаге, в мокрой земле или в сухом песчаном грунте. Все эти факторы необходимо учитывать, при выработке методики  очистки, пластификации и реконструкции.

Процесс пластификации совершенно невозможно прогнозировать это может быть и месяц, а может быть для пластификации какого либо археологического кожаного предмета потребуется и шесть месяцев.  Самое главное в этом процессе – не спешить. К сожалению, не существует утвержденной методики реставрации кожи, а археологической кожи тем более.  Примером комплексной реставрации может служить реставрация седла.(Алания VIII в.)