Реставрация экрана веера (текстиль, бумага, пергамент)

Главный элемент веера - это, обычно, экран. Экран может быть изготовлен из ткани, бумаги, пергамента, с добавлением перьев или кружев. Помимо этого, не стоит забывать о дополнительных материалах, используемых для украшения, будь то акварель, гуашь, живопись, темпера, вышивка, металлические блестки или стразы. Все это дает огромный набор абсолютно по-разному себя материалов.

Совокупность и разнообразие зависит также от того, является ли экран конкретного веера однослойным, двуслойным или даже трехслойным. Примерная схема работы с экраном представлена на одном из изображений.

В работе с экраном веера сами материалы диктуют свои правила и особенности выбора метода реставрации. В случае реставрации экрана с пергаментом этап демонтажа желательно пропустить, чтобы избежать сильных деформаций этого крайне капризного материала. 

При работе с бумажными веерами многое зависит от качества бумаги. В некоторых случаях нельзя было обойтись без промывки из-за высокого содержания лигнина. Утраты доливаются на вакуумном столе и экраны сдублируются на специальную тонкую реставрационную бумагу.

Тканевые веера это совсем другой образец вееров. При работе с тканевыми экранами крайне важно серьезно отнестись к созданию точной прорисовки, которая, конечно же ,необходима и при работе с бумагой и с пергаментом. Водная промывка осуществляется на вакуумном столе, что позволяет свести к минимуму возможные деформации. В зависимости от состояния сохранности ткани, решается вопрос о частичном или полном дублировании на реставрационные материалы. 

Очень часто встречаются экраны с разными материалами, например, трехслойный веер с прослойкой из бумаги для плотности и декоративной вышивкой по верху. Каждый случай уникален, и требует очень высокого уровня подготовленности реставратора и умения работать с различными матералами, зная все особенности их поведения в работе.