Восстановление целостности и восполнение утрат

В процессе бытования нити ослабевают под собственным весом. Поэтому даже если состояние сохранности хорошее и утрат нет, мы рекомендуем укрепить гобелен на тканевую основу. Это позволяет снизить нагрузку на нити основы и продлить срок жизни гобелену.

Самый длительный процесс - это восполнение утрат.  Если утрачены только нити утка,  то реставратор заново восстанавливает цветные нити в зависимости от рисунка.  В случае сквозной утраты работа осложняется тем,  что сначала реставратору надо восстановить каждую нить основы,  а это очень кропотливый и сложный процесс.

Выполнить качественно этот этап можно только используя специальное оборудование. Дело в том, что объемы гобеленов слишком большие, единственный правильный способ их хранение - это на валах. А так как восполнение утрат в исключительно сложных случаях может продлиться несколько лет, то гобелен все это время должен быть правильно намотан на валы. Для нашей мастерской уже более 15 лет назад был изготовлен специальный станок, по нашим эскизам. Смысл использования трех валов заключается в том, что с одной стороны располагается гобелен до реставрации, на средний вал накручивается дублировочный материал, и уже на третий вал гобелен накручивается с этим материалом. Постепенно по ходу укрепления гобелена на подкладку, отреставрированный гобелен оказывается намотанным на третий вал. Это обеспечивает идеально натяжение дублировочного материала и нитей гобелена и минимизирует возможность его деформации. 

В данный момент в нашем распоряжении у нас уже 3 аналогичных станка для реставрации, и еще есть возможности сборки более легкого варианта для гобеленов небольших размеров. Это позволяет нашим реставраторам осуществлять одновременно несколько проектов.

Процесс восстановления целостности является очень сложным и в художественном плане, тут очень важно точно подобрать фактуру, цвет и качество нитей для восполнения. В случае крупных утрат иногда может потребоваться предварительная прорисовка сюжета, для этого обычно проводятся дополнительные исследования, проводятся аналогии сюжета гобелена с живописными полотнами и только после согласования с экспертами по гобеленам, художники-реставраторы приступают к восполнению утрат. Однако, не всегда возможно найти аналоги и восстановить целостность, тогда принимается решение об укреплении без восстановления утраченных фрагментов.